Библиотека >> Как становятся самим собой (Ecce Homo).
Скачать 82.8 Кбайт Как становятся самим собой (Ecce Homo).
— Я думаю, что знаю вагнерианца,
я «пережил» три поколения, от покойного Бренделя,
путавшего Вагнера с Гегелем, до «идеалистов»
Байрейтских листков, путавших Вагнера с собою, —
я слышал всякого рода исповеди «прекрасных душ»
о Вагнере. Полцарства за одно осмысленное
слово! Поистине, общество, от которого волосы
встают дыбом! Ноль, Поль, Коль — грациозные in
infinitum! Ни в каком ублюдке здесь нет недостатка,
даже в антисемите. — Бедный Вагнер! Куда он попал!
— Если бы он попал еще к свиньям! А то к немцам!.. В
конце концов следовало бы, в назидание потомству,
сделать чучело истинного байрейтца или, еще
лучше, посадить его в спирт, ибо именно
спиритуальности ему и недостает, — с надписью:
так выглядел «дух», на котором была основана
«Империя»... Довольно, я уехал среди празднеств на
несколько недель, совершенно внезапно, несмотря
на то, что одна очаровательная парижанка
пробовала меня утешить; я извинился перед
Вагнером только фаталистической телеграммой. В
Клингенбрунне, глубоко затерянном в лесах
местечке Богемии, носил я в себе, как болезнь,
свою меланхолию и презрение к немцам и вписывал
время от времени в свою записную книжку под общим
названием «Сошник» тезисы, сплошные жесткие
psychologica, которые, может быть, встречаются еще раз в
«Человеческом, слишком человеческом».
3 То, что тогда во мне решилось, был не
только разрыв с Вагнером — я понял общее
заблуждение своего инстинкта, отдельные промахи
которого, называйся они Вагнером или базельской
профессурой, были лишь знамением. Нетерпение
к себе охватило меня; я увидел, что настала пора
сознать себя. Сразу сделалось мне ясно до
ужаса, как много времени было потрачено — как
бесполезно, как произвольно было для моей задачи
все мое существование филолога. Я стыдился этой ложной
скромности... Десять лет за плечами, когда питание
моего духа было совершенно приостановлено, когда
я не научился ничему годному, когда я безумно
многое забыл, корпя над хламом пыльной учености.
Тщательно, с больными глазами пробираться среди
античных стихотворцев — вот до чего я дошел! — С
сожалением видел я себя вконец исхудавшим,
вконец изголодавшимся: реальностей вовсе не
было в моем знании, а «идеальности» ни черта не
стоили! — Поистине, жгучая жажда охватила меня —
с этих пор я действительно не занимался ничем
другим, кроме физиологии, медицины и
естественных наук, — даже к собственно
историческим занятиям я вернулся только тогда,
когда меня повелительно принудила к этому моя задача.
Тогда же я впервые угадал связь между избранной
вопреки инстинкту деятельностью, так называемым
«призванием», к которому я менее всего был
призван, — и потребностью в заглушении
чувства пустоты и голода наркотическим
искусством — например, вагнеровским искусством.
Осторожно оглядевшись вокруг себя, я открыл, что
то же бедствие постигает большинство молодых
людей: одна противоестественность буквально вынуждает
другую. В Германии, в «Империи», чтобы говорить
недвусмысленно, слишком многие осуждены принять
несвоевременно какое-нибудь решение, а потом, под
неустранимым бременем, зачахнуть... Эти
нуждаются в Вагнере как в опиуме — они
забываются, они избавляются от себя на
мгновение... Что говорю я! на пять, на шесть
часов! — 4 Тогда неумолимо восстал мой инстинкт против дальнейших уступок, против следования за другими, против смешения себя с другими. Любой род жизни, самые неблагоприятные условия, болезнь, бедность — все казалось мне предпочтительнее того недостойного «бескорыстия», в которое я поначалу попал по незнанию, по молодости и в котором позднее застрял из трусости, из так называемого «чувства долга». — Здесь, самым изумительным образом, и притом в самое нужное время, пришло мне на помощь дурное наследство со стороны моего отца, — в сущности, предопределение к ранней смерти. Болезнь медленно высвобождала меня: она избавила меня от всякого разрыва, всякого насильственного и неприличного шага. Я не утратил тогда ничьего доброжелательства и еще приобрел много нового. Болезнь дала мне также право на совершенный переворот во всех моих привычках; она позволила, она приказала мне забвение; она одарила меня принуждением к бездействию, к праздности, к выжиданию и терпению... Но ведь это и значит думать!.. Мои глаза одни положили конец всякому буквоедству, по-немецки: филологии; я был избавлен от «книги», я годами ничего уже не читал — величайшее благодеяние, какое я себе когда-либо оказывал! — Глубоко скрытое Само, как бы погребенное, как бы умолкшее перед постоянной высшей необходимостью слушать другие Само ( — а ведь это и значит читать!), просыпалось медленно, робко, колеблясь, — но наконец оно заговорило. | ||
|