Библиотека >> Как становятся самим собой (Ecce Homo).
Скачать 82.8 Кбайт Как становятся самим собой (Ecce Homo).
Я всегда выше
случая; мне не надо быть подготовленным, чтобы
владеть собой. Из какого угодно инструмента, будь
он даже так расстроен, как только может быть
расстроен инструмент «человек», мне удается,
если я не болен, извлечь нечто такое, что можно
слушать. И как часто слышал я от самих
«инструментов», что еще никогда они так не
звучали... Лучше всего, может быть, слышал я это от
того непростительно рано умершего Генриха фон
Штейна, который однажды, после заботливо
испрошенного позволения, явился на три дня в
Сильс-Мария, объясняя всем и каждому, что он
приехал не ради Энгадина. Этот отличный
человек, погрязший со всей стремительной
наивностью прусского юнкера в вагнеровском
болоте (и кроме того, еще и в дюринговском!), был за
эти три дня словно перерожден бурным ветром
свободы, подобно тому, кто вдруг поднимается на свою
высоту и получает крылья. Я повторял ему, что это
результат хорошего воздуха здесь наверху, что
так бывает с каждым, кто не зря поднимается на
высоту 6000 футов над Байрейтом, — но он не хотел
мне верить... Если, несмотря на это, против меня
прегрешали не одним малым или большим
проступком, то причиной тому была не «воля»,
меньше всего злая воля: скорее я мог бы — я
только что указал на это — сетовать на добрую
волю, внесшую в мою жизнь немалый беспорядок. Мои
опыты дают мне право на недоверие вообще к так
называемым «бескорыстным» инстинктам, к «любви к
ближнему», всегда готовой сунуться словом и
делом. Для меня она сама по себе есть слабость,
отдельный случай неспособности сопротивляться
раздражениям, — сострадание только у decadents
зовётся добродетелью. Я упрекаю сострадательных
в том, что они легко утрачивают стыдливость,
уважение и деликатное чувство дистанции, что от
сострадания во мгновение ока разит чернью и оно
походит, до возможности смешения, на дурные
манеры, — что сострадательные руки могут при
случае разрушительно вторгнуться в великую
судьбу, в уединение после ран, в преимущественное
право на тяжёлую вину. Преодоление сострадания
отношу я к аристократическим добродетелям: в
«Искушении Заратустры» я описал тот случай,
когда до него доходит великий крик о помощи,
когда сострадание, как последний грех, нисходит
на него и хочет его заставить изменить себе.
Здесь остаться господином, здесь высоту
своей задачи сохранить в чистоте перед более
низкими и близорукими побуждениями,
действующими в так называемых бескорыстных
поступках, в этом и есть испытание, может быть,
последнее испытание, которое должен пройти
Заратустра, — истинное доказательство его
силы...
5 Также и в другом отношении я являюсь еще раз
моим отцом и как бы продолжением его жизни после
слишком ранней смерти. Подобно каждому, кто
никогда не жил среди равных себе и кому понятие
«возмездие» так же недоступно, как понятие
«равные права», я запрещаю себе в тех случаях,
когда в отношении меня совершается малая или очень
большая глупость, всякую меру
противодействия, всякую меру защиты, — равно как
и всякую оборону, всякое «оправдание». Мой способ
возмездия состоит в том, чтобы как можно скорее
послать вслед глупости что-нибудь умное: таким
образом, пожалуй, можно еще догнать ее. Говоря
притчей: я посылаю горшок с вареньем, чтобы
отделаться от кислой истории... Стоит только
дурно поступить со мною, как я «мщу» за это, в этом
можно быть уверенным: я нахожу в скором времени
повод выразить «злодею» свою благодарность
(между прочим, даже за злодеяние) — или попросить
его о чем-то, что обязывает к большему, чем
что-либо дать... Также кажется мне, что самое
грубое слово, самое грубое письмо все-таки
вежливее, все-таки честнее молчания. Тем, кто
молчит, недостает почти всегда тонкости и
учтивости сердца; молчание есть возражение;
проглатывание по необходимости создает дурной
характер — оно портит даже желудок. Все
молчальники страдают дурным пищеварением. — Как
видно, я не хотел бы, чтобы грубость была оценена
слишком низко, она является самой гуманной
формой противоречия и, среди современной
изнеженности, одной из наших первых
добродетелей. — Кто достаточно богат, для того
является даже счастьем нести на себе
несправедливость. Бог, который сошел бы на землю,
не стал бы ничего другого делать, кроме
несправедливости, — взять на себя не наказание, а
вину, — только это и было бы божественно. 6 Свобода от ressentiment, ясное понимание ressentiment — кто знает, какой благодарностью обязан я за это своей долгой болезни! Проблема не так проста: надо пережить ее, исходя из силы и исходя из слабости. Если следует что-нибудь вообще возразить против состояния болезни, против состояния слабости, так это то, что в нем слабеет действительный инстинкт исцеления, а это и есть инстинкт обороны и нападения в человеке. | ||
|