Как становятся самим собой (Ecce Homo).
—
ТАК ГОВОРИЛ
ЗАРАТУСТРА
Книга для всех и ни для кого
Теперь я расскажу историю Заратустры. Основная
концепция этого произведения, мысль о вечном
возвращении, эта высшая форма утверждения,
которая вообще может быть достигнута, —
относится к августу 1881 года: она набросана на
листе бумаги с надписью: «6000 футов по ту сторону
человека и времени». Я шел в этот день вдоль озера
Сильваплана через леса; у могучего, пирамидально
нагроможденного блока камней, недалеко от
Сурлея, я остановился. Там пришла мне эта мысль. —
Когда я отсчитываю от этого дня несколько
месяцев назад, я нахожу, как предзнаменование,
внезапную и глубоко решительную перемену моего
вкуса, прежде всего в музыке. Может быть, всего
Заратустру позволительно причислить к музыке —
несомненно, возрождение искусства слышать
было его предварительным условием. В Рекоаро,
маленьком горном курорте, близ Винченцы, где я
провел весну 1881 года, я открыл вместе с моим maёstro
и другом Петером Гастом, тоже «возрожденным», что
феникс Музыка пролетел мимо нас в перьях более
легких и светоносных, чем когда бы то ни было.
Если, напротив, я считаю от этого дня вперед до
внезапного и при самых невероятных условиях
протекавшего разрешения в феврале 1883 года от
бремени — заключительная часть, та самая, из
которой я цитировал несколько изречений в Предисловии,
была дописана как раз в тот священный час, когда
умер в Венеции Рихард Вагнер, — то оказывается
восемнадцать месяцев беременности. Это число,
именно восемнадцать месяцев, могло бы навести на
мысль, по крайней мере среди буддистов, что я в
сущности слон-самка. — Промежуточному времени
принадлежит «gaya scienza», которая несет сто
предзнаменований близости чего-то несравнимого;
наконец она дает даже самое начало Заратустры,
она дает в предпоследнем отрывке четвертой книги
основную мысль Заратустры. — Этому же
промежуточному времени принадлежит и тот Гимн
к жизни (для смешанного хора и оркестра),
партитура которого вышла два года тому назад у Э.
В. Фрицша в Лейпциге: может быть, это — не
малозначительный симптом для состояния этого
года, когда утверждающий пафос par exellence,
названный мною трагическим пафосом, был мне
присущ в наивысшей степени. Позднее его некогда
будут петь в память обо мне. — Текст, отмечаю
ясно, ибо по этому поводу распространено
недоразумение, принадлежит не мне: он есть
изумительное вдохновение молодой русской
девушки, с которой я тогда был дружен, — фрейлейн
Лу фон Саломе. Кто сумеет извлечь вообще смысл из
последних слов этого стихотворения, тот угадает,
почему я предпочел его и восхищался им: в них есть
величие. Страдание не служит возражением против
жизни: «Если у тебя нет больше счастья, чтобы дать
мне его, ну что ж! у тебя есть еще твоя мука...»
Быть может, и в моей музыке в этом месте есть
величие. (Последняя нота кларнета в строе ля
cis, а не с. Опечатка.) — Следующую затем зиму я жил
в той уютно тихой бухте Рапалло, недалеко от
Генуи, которая врезается между Кьявари и мысом
Портофино. Мое здоровье было не из лучших; зима
выдалась холодная и чрезмерно дождливая;
маленькая гостиница, расположенная у самого
моря, так что ночью прилив просто лишал сна,
представляла почти во всем противоположность
желательного. Несмотря на это и почти в
доказательство моего утверждения, что все
выдающееся возникает «несмотря», в эту зиму и в
этих неблагоприятных условиях возник мой
Заратустра. — В дообеденное время я поднимался в
южном направлении по чудесной улице вверх к
Зоальи, мимо сосен и глядя далеко в море; после
обеда, так часто, как только позволяло мое
здоровье, я обходил всю бухту от Санта-Маргериты
до местности, расположенной за Портофино. Эта
местность и этот ландшафт сделались еще ближе
моему сердцу благодаря той любви, которую
чувствовал к ним император Фридрих III; случайно
осенью 1886 года я был опять у этих берегов, когда
он уже в последний раз посетил этот маленький
забытый мир счастья.