Библиотека >> Как становятся самим собой (Ecce Homo).
Скачать 82.8 Кбайт Как становятся самим собой (Ecce Homo).
Искусство великого
ритма, великий стиль периодичности для
выражения огромного восхождения и нисхождения
высокой, сверхчеловеческой страсти, был впервые
открыт мною; дифирамбом «Семь печатей», которым
завершается третья, последняя часть
Заратустры, я поднялся на тысячу миль надо всем,
что когда-либо называлось поэзией.
5 — Что в моих сочинениях говорит не знающий себе
равных психолог, это, быть может, есть первое
убеждение, к которому приходит хороший читатель
— читатель, которого я заслуживаю, который
читает меня так, как добрые старые филологи
читали своего Горация. Положения, в отношении
которых был в сущности согласен весь мир — не
говоря уже о всемирных философах, моралистах и о
прочих пустых горшках и кочанах, — у меня
являются как наивности заблуждения: такова,
например, вера в то, что «эгоистическое» и
«неэгоистическое» суть противоположности, тогда
как само ego есть только «высшее мошенничество»,
«идеал»... Нет ни эгоистических, ни
неэгоистических поступков: оба понятия суть
психологическая бессмыслица. Или положение:
«человек стремится к счастью»... Или положение:
«счастье есть награда добродетели»… Или
положение: «радость и страдание противоположны».
Цирцея человечества, мораль, извратила — обморалила
— все psychologica до глубочайших основ, до той ужасной
бессмыслицы, будто любовь есть нечто
«неэгоистическое»... Надо крепко сидеть на себе,
надо смело стоять на обеих своих ногах, иначе
совсем нельзя любить. Это в конце концов
слишком хорошо знают бабёнки: они ни черта не
беспокоятся о бескорыстных, просто объективных
мужчинах... Могу ли я при этом высказать
предположение, что я знаю бабёнок? Это
принадлежит к моему дионисическому приданому.
Кто знает? может, я первый психолог
Вечно-Женственного. Они все любят меня — это
старая история — не считая неудачных
бабёнок, «эмансипированных», лишённых
способности деторождения. — К счастью, я не
намерен отдать себя на растерзание: совершенная
женщина терзает, когда она любит... Знаю я этих
прелестных вакханок... О, что это за опасное,
скользящее, подземное маленькое хищное животное!
И столь сладкое при этом!.. Маленькая женщина,
ищущая мщения, способна опрокинуть даже судьбу.
— Женщина несравненно злее мужчины и умнее его;
доброта в женщине есть уже форма вырождения...
Все так называемые «прекрасные души» страдают в
своей основе каким-нибудь физиологическим
недостатком, — я говорю, не все, иначе я стал бы
меди-циником. Борьба за равные права есть
даже симптом болезни: всякий врач знает это. —
Женщина, чем больше она женщина, обороняется
руками и ногами от прав вообще: ведь естественное
состояние, вечная война полов, отводит ей
первое место. Есть ли уши для моего определения
любви? оно является единственным достойным
философа. Любовь — в своих средствах война, в
своей основе смертельная ненависть полов. —
Слышали ли вы мой ответ на вопрос, как излечивают
женщину — «освобождают» её? Ей делают ребёнка.
Женщине нужен ребёнок, мужчина всегда лишь
средство: так говорил Заратустра. — «Эмансипация
женщины» — это инстинктивная ненависть неудачной,
т. е. не приспособленной к деторождению, женщины к
женщине удачной — борьба с «мужчиной» есть
только средство, предлог, тактика. Они хотят,
возвышая себя как «женщину в себе», как «высшую
женщину», как «идеалистку», понизить общий
уровень женщины; нет для этого более верного
средства, как гимназическое воспитание, штаны и
политические права голосующего скота. В
сущности, эмансипированные женщины суть анархистки
в мире «Вечно-Женственного», неудачницы, у
которых скрытым инстинктом является мщение...
Целое поколение хитрого «идеализма» — который,
впрочем, встречается и у мужчин, например у
Генрика Ибсена, этой типичной старой девы, —
преследует целью отравление чистой совести,
природы в половой любви... И для того, чтобы не
оставалось никакого сомнения в моём столь же
честном, сколь суровом взгляде на этот вопрос, я
приведу ещё одно положение из своего морального
кодекса против порока: под словом «порок» я
борюсь со всякого рода противоестественностью
или, если любят красивые слова, с идеализмом. Это
положение означает: «проповедь целомудрия есть
публичное подстрекательство к
противоестественности. Всякое презрение половой
жизни, всякое осквернение её понятием
«нечистого» есть преступление перед жизнью, —
есть истинный грех против святого духа жизни». — 6 Чтобы дать понятие о себе как психологе, привожу любопытную страницу психологии из «По ту сторону добра и зла» — я воспрещаю, впрочем, какие-либо предположения относительно того, кого я описываю в этом месте. «Гений сердца, свойственный тому великому Таинственному, тому богу-искусител | ||
|