Библиотека >> Как становятся самим собой (Ecce Homo).
Скачать 82.8 Кбайт Как становятся самим собой (Ecce Homo).
Он инстинктивно собирает из всего, что видит,
слышит, переживает, свою сумму: он сам есть
принцип отбора, он многое пропускает мимо. Он
всегда в своём обществе, окружён ли он
книгами, людьми или ландшафтами; он удостаивает
чести, выбирая, допуская, доверяя. Он
реагирует на всякого рода раздражения медленно,
с тою медленностью, которую выработали в нём
долгая осторожность и намеренная гордость, — он
испытывает раздражение, которое приходит к нему,
но он далёк от того, чтобы идти ему навстречу. Он
не верит ни в «несчастье», ни в «вину»; он
справляется с собою, с другими, он умеет забывать,
— он достаточно силён, чтобы всё обращать себе на
благо. Ну что ж, я есмь противоположность
decadent: ибо я только что описал себя.
3 Этот двойной ряд опытов, эта доступность в
мнимо разъединённые миры повторяется в моей
натуре во всех отношениях — я двойник, у меня
есть и «второе» лицо кроме первого. И, должно
быть, ещё и третье... Уже моё происхождение
позволяет мне проникать взором по ту сторону
всех обусловленных только местностью, только
национальностью перспектив; мне не стоит
никакого труда быть «добрым европейцем». С
другой стороны, я, может быть, больше немец, чем им
могут быть нынешние немцы, простые имперские
немцы, — я последний антиполитический немец.
И однако, мои предки были польские дворяне: от них
в моём теле много расовых инстинктов, кто знает? в
конце концов даже и liberum veto. Когда я думаю о том,
как часто обращаются ко мне в дороге как к поляку
даже сами поляки, как редко меня принимают за
немца, может показаться, что я принадлежу лишь к краплёным
немцам. Однако моя мать, Франциска Элер, во всяком
случае нечто очень немецкое; так же как и моя
бабка с отцовской стороны, Эрдмута Краузе.
Последняя провела всю свою молодость в добром
старом Веймаре, не без общения с кругом Гёте. Её
брат, профессор богословия Краузе в Кенигсберге,
был призван после смерти Гердера в Веймар в
качестве генерал-суперинтенданта. Возможно, что
их мать, моя прабабка, фигурирует под именем
«Мутген» в дневнике юного Гёте. Она вышла замуж
вторично за суперинтенданта Ницше в Эйленбурге;
в тот день великой войны 1813 года, когда Наполеон
со своим генеральным штабом вступил 10 октября в
Эйленбург, она разрешилась от бремени. Она, как
саксонка, была большой почитательницей
Наполеона; возможно, что это перешло и ко мне. Мой
отец, родившийся в 1813 году, умер в 1849. До
вступления в обязанности приходского священника
общины Рёккен близ Лютцена он жил несколько лет в
Альтенбургском дворце и был там преподавателем
четырёх принцесс. Его ученицами были
ганноверская королева, жена великого князя
Константина, великая герцогиня Ольденбургская и
принцесса Тереза Саксен-Альтенбургская. Он был
преисполнен глубокого благоговения перед
прусским королём Фридрихом-Вильгельмом IV, от
которого и получил церковный приход; события 1848
года чрезвычайно опечалили его. Я сам, рождённый
в день рождения названного короля, 15 октября,
получил, как и следовало, имя Гогенцоллернов — Фридрих
Вильгельм. Одну выгоду во всяком случае
представлял выбор этого дня: день моего рождения
был в течение всего моего детства праздником. — Я
считаю большим преимуществом то, что у меня был
такой отец: мне кажется также, что этим
объясняются все другие мои преимущества — за
вычетом жизни, великого утверждения жизни.
Прежде всего то, что я вовсе не нуждаюсь в
намерении, а лишь в простом выжидании, чтобы
невольно вступить в мир высоких и хрупких вещей:
я там дома, моя сокровеннейшая страсть
становится там впервые свободной. То, что я
заплатил за это преимущество почти ценою жизни,
не есть, конечно, несправедливая сделка. — Чтобы
только понять что-либо в моём Заратустре, надо,
быть может, находиться в тех же условиях, что и я,
— одной ногой стоять по ту сторону жизни… 4 Я никогда не знал искусства восстанавливать против себя — этим я также обязан моему несравненному отцу, — в тех даже случаях, когда это казалось мне крайне важным. Я даже, как бы не по-христиански ни выглядело это, не восстановлен против самого себя; можно вращать мою жизнь как угодно, и редко, в сущности один только раз, будут обнаружены следы недоброжелательства ко мне, — но, пожалуй, найдется слишком много следов доброй воли... Мои опыты даже с теми, над которыми все производят неудачные опыты, говорят без исключения в их пользу; я приручаю всякого медведя; я и шутов делаю благонравными. В течение семи лет, когда я преподавал греческий язык в старшем классе базельского Педагогиума, у меня ни разу не было повода прибегнуть к наказанию; самые ленивые были у меня прилежны. | ||
|