Библиотека >> Как становятся самим собой (Ecce Homo).
Скачать 82.8 Кбайт Как становятся самим собой (Ecce Homo).
.. Я не знаю, что другие переживали с
Вагнером, — на нашем небе никогда не было
облаков. — И здесь я еще раз возвращаюсь к
Франции, — у меня нет доводов, у меня только
презрительная усмешка против вагнерианцев и
против hoc genus omne, которые думают, что чтят Вагнера
тем, что находят его похожим на самих себя...
Таким, как я есть, чуждый в своих глубочайших
инстинктах всему немецкому, так что уже близость
немца замедляет мое пищеварение, — я вздохнул в
первый раз в жизни при первом соприкосновении с
Вагнером: я принимал, я почитал его как заграницу,
как противоположность, как живой протест против
всех «немецких добродетелей». — Мы, которые в
болотном воздухе пятидесятых годов были детьми,
мы необходимо являемся пессимистами для понятия
«немецкое»; мы и не можем быть ничем иным, как
революционерами, — мы не примиримся с положением
вещей, где господствует лицемер. Мне
совершенно безразлично, играет ли он теперь
другими красками, облачен ли он в пурпур или одет
в форму гусара... Ну что ж! Вагнер был
революционером, он бежал от немцев... У артиста
нет в Европе отечества, кроме Парижа; delicatesse всех
пяти чувств в искусстве, которую предполагает
искусство Вагнера, чутье nuances, психологическую
болезненность — всё это находят только в Париже.
Нигде нет этой страсти в вопросах формы, этой
серьезности в mise en scene — это парижская
серьезность par exellence. В Германии не имеют никакого
понятия о чудовищном честолюбии, живущем в душе
парижского артиста. Немец добродушен — Вагнер
был отнюдь не добродушен... Но я уже достаточно
высказался (в «По ту сторону добра и зла» II 724 cл.)
[II 377 cл.], куда относится Вагнер, кто его ближние:
это французская позднейшая романтика, те высоко
парящие и стремящиеся ввысь артисты, как
Делакруа, как Берлиоз, с неким fond болезни,
неисцелимости в существе, сплошные фанатики выражения,
насквозь виртуозы... Кто был первым интеллигентным
приверженцем Вагнера вообще? Шарль Бодлер, тот
самый, кто первый понял Делакруа, первый
типический decadent, в ком опознало себя целое
поколение артистов, — он был, возможно, и
последним... Чего я никогда не прощал Вагнеру?
Того, что он снизошел к немцам — что он
сделался имперсконемецким... Куда бы ни проникала
Германия, она портит культуру. —
6 Если взвесить все, то я не перенес бы
своей юности без вагнеровской музыки. Ибо я был приговорен
к немцам. Если хочешь освободиться от
невыносимого гнета, нужен гашиш. Ну что ж, мне был
нужен Вагнер. Вагнер есть противоядие против
всего немецкого par exellence — яда, я не оспариваю
этого... С той минуты, как появился клавираусцуг
Тристана — примите мой комплимент, господин фон
Бюлов! — я был вагнерианцем. Более ранние
произведения Вагнера я считал ниже себя — еще
слишком вульгарными, слишком «немецкими»... Но и
поныне я ищу, ищу тщетно во всех искусствах
произведения, равного Тристану по его опасной
обольстительности, по его грозной и сладкой
бесконечности. Вся загадочность Леонардо да
Винчи утрачивает свое очарование при первом
звуке Тристана. Это произведение положительно non
plus ultra Вагнера; он отдыхал от него на
Мейстерзингерах и Кольце. Сделаться более
здоровым — это шаг назад для натуры, каков
Вагнер... Я считаю первостепенным счастьем, что я
жил в нужное время и жил именно среди немцев,
чтобы быть зрелым для этого произведения:
так велико мое любопытство психолога. Мир беден
для того, кто никогда не был достаточно болен для
этого «сладострастия ада»: здесь позволено,
здесь почти приказано прибегнуть к мистической
формуле. — Я думаю, я знаю лучше кого-либо другого
то чудовищное, что доступно было Вагнеру, те
пятьдесят миров чуждых восторгов, для которых ни
у кого, кроме Вагнера, не было крыльев; и лишь
такой, как я, бывает достаточно силен, чтобы самое
загадочное, самое опасное обращать себе на
пользу и через то становиться еще сильнее; я
называю Вагнера великим благодетелем моей жизни.
Нас сближает то, что мы глубоко страдали,
страдали также один за другого, страдали больше,
чем люди этого столетия могли бы страдать, и наши
имена всегда будут соединяться вместе; и как
Вагнер, несомненно, является только
недоразумением среди немцев, так и я, несомненно,
останусь им навсегда. — Прежде всего два
века психологической и артистической
дисциплины, господа германцы!.. Но этого нельзя
наверстать. — 7 — Я скажу еще одно слово для самых
изысканных ушей: чего я в сущности требую от
музыки? Чтобы она была ясной | ||
|