Библиотека >> Как становятся самим собой (Ecce Homo).
Скачать 82.8 Кбайт Как становятся самим собой (Ecce Homo).
Им сделал
я человечеству величайший дар из всех сделанных ему до сих пор. Эта книга
с голосом, звучащим над тысячелетиями, есть не только самая высокая книга,
которая когда-либо существовала, настоящая книга горного воздуха — самый факт
человек лежит в чудовищной дали ниже её — она также книга самая
глубокая, рождённая из самых сокровенных недр истины, неисчерпаемый колодец,
откуда всякое погрузившееся ведро возвращается на поверхность полным золота
и доброты. Здесь говорит не «пророк», не какой-нибудь из тех ужасных гермафродитов
болезни и воли к власти, которые зовутся основателями религий. Надо прежде
всего правильно вслушаться в голос, исходящий из этих уст, в этот халкионический
тон, чтобы не ошибиться в значении его мудрости. «Самые тихие слова — те,
что приносят бурю. Мысли, приходящие как голубь, управляют миром». —
Плоды падают со смоковниц, они сочны и сладки; и, пока они падают, сдирается
красная кожица их. Я северный ветер для спелых плодов. Здесь говорит не фанатик, здесь не «проповедуют», здесь не требуют веры:
из бесконечной полноты света и глубины счастья падает капля за каплей, слово
за словом — нежная медленность есть темп этих речей. Подобные речи доходят
только до самых избранных; быть здесь слушателем — несравненное преимущество;
не всякий имеет уши для Заратустры... Тем не менее не соблазнитель
ли Заратустра?.. Но что же говорит он сам, когда в первый раз опять возвращается
к своему одиночеству? Прямо противоположное тому, что сказал бы в этом случае
какой-нибудь «мудрец», «святой», «спаситель мира» или какой-нибудь decadent...
Он не только говорит иначе, он и сам иной... Ученики мои, теперь ухожу я один! Уходите теперь и вы, и тоже одни! Так
хочу я. Фридрих Ницше В тот совершенный день, когда все достигает зрелости и не одни только виноградные грозди краснеют, упал луч солнца и на мою жизнь: я оглянулся назад, я посмотрел вперед, и никогда не видел я сразу столько хороших вещей. Не напрасно хоронил я сегодня мой сорок четвертый год, у меня было право хоронить его — что было в нем жизненно, было спасено, стало бессмертным. Первая книга Переоценки всех ценностей, Песни Заратустры, Сумерки идолов, моя попытка философствовать молотом — сплошные дары, принесенные мне этим годом, даже его последней четвертью! Почему же мне не быть благодарным всей своей жизни? — Итак, я рассказываю себе свою жизнь. ПОЧЕМУ Я ТАК МУДРСчастье моего существования, его уникальность лежит, быть может, в его судьбе: выражаясь в форме загадки, я умер уже в качестве моего отца, но в качестве моей матери я еще живу и старею. Это двойственное происхождение как бы от самой высшей и от самой низшей ступени на лестнице жизни — одновременно и decadent, и начало — всего лучше объясняет, быть может, отличительную для меня нейтральность, беспартийность в отношении общей проблемы жизни. У меня более тонкое, чем у кого другого, чутье восходящей и нисходящей эволюции; в этой области я учитель par exellence — я знаю ту и другую, я воплощаю ту и другую. — Мой отец умер тридцати шести лет: он был хрупким, добрым и болезненным существом, которому суждено было пройти бесследно, — он был скорее добрым воспоминанием о жизни, чем самой жизнью. Его существование пришло в упадок в том же году, что и мое: в тридцать шесть лет я опустился до самого низшего предела своей витальности — я еще жил, но не видел на расстоянии трех шагов впереди себя. В то время — это было в 1879 году — я покинул профессуру в Базеле, прожил летом как тень в Санкт-Морице, а следующую зиму, самую бедную солнцем зиму моей жизни, провел как тень в Наумбурге. Это был мой минимум: «Странник и его тень» возник тем временем. | ||
|