Библиотека >> Как становятся самим собой (Ecce Homo).
Скачать 82.8 Кбайт Как становятся самим собой (Ecce Homo).
.. Я никогда не допущу, чтобы немец мог
знать, что такое музыка. Те, кого называют
немецкими музыкантами, прежде всего великими,
были иностранцы, славяне, кроаты, итальянцы,
нидерландцы — или евреи; в ином случае немцы
сильной расы, вымершие немцы, как Генрих
Шютц, Бах и Гендель. Я сам все еще достаточно
поляк, чтобы за Шопена отдать всю остальную
музыку: по трем причинам я исключаю
Зигфрид-идиллию Вагнера, может быть, некоторые
произведения Листа, который благородством
оркестровки превосходит всех музыкантов; и в
конце концов все, что создано по ту сторону Альп
— по эту же сторону... Я не мог бы обойтись
без Россини, еще меньше без моего Юга в
музыке, без музыки моего венецианского maёstro Pietro
Gasti. И когда я говорю: по ту сторону Альп, я
собственно говорю только о Венеции. Когда я ищу
другого слова для музыки, я всегда нахожу только
слово «Венеция». Я не умею делать разницы между
слезами и музыкой — я знаю счастье думать о Юге
не иначе как с дрожью ужаса.
В юности, в светлую ночь Звуками теми втайне задеты, 8 Во всем этом — в выборе пищи, места, климата, отдыха — повелевает инстинкт самосохранения, который самым несомненным образом проявляется как инстинкт самозащиты. Многого не видеть, не слышать, не допускать к себе — первое благоразумие, первое доказательство того, что человек не есть случайность, а необходимость. Расхожее название этого инстинкта самозащиты есть вкус. Его императив повелевает не только говорить Нет там, где Да было бы «бескорыстием», но и говорить Нет так редко, как только возможно. Надо отделять, устранять себя от всего, что делало бы это Нет все вновь и вновь необходимым. Разумность здесь заключается в том, что издержки на оборону, даже самые малые, обращаясь в правило, в привычку, обусловливают чрезвычайное и совершенно лишнее оскудение. Наши большие издержки суть самые частые малые издержки. Отстранение, недопущение приблизиться к себе есть издержка — пусть в этом не заблуждаются, — растраченная на отрицательные цели сила. От постоянной необходимости обороны можно ослабеть настолько, чтобы не иметь более возможности обороняться. — Предположим, я выхожу из своего дома и нахожу перед собою вместо спокойного аристократического Турина немецкий городишко: мой инстинкт должен был бы насторожиться, чтобы отстранить все, что хлынуло бы на него из этого плоского и трусливого мира. Или мне предстал бы немецкий большой город, этот застроенный порок, где ничего не произрастает, куда все, хорошее и дурное, втаскивается извне. Разве не пришлось бы мне обратиться в ежа? — Но иметь иглы есть мотовство, даже двойная роскошь, когда дана свобода иметь не иглы, а открытые руки... Второе благоразумие и самозащита
состоит в том, чтобы свести до возможного
минимума реагирование и отстранять от себя
положения и условия, где человек обречен как бы
отрешиться от своей «свободы» и инициативы и
обратиться в простой реагент. Я беру для
сравнения общение с книгами. Ученый, который в
сущности лишь «переворачивает» горы книг —
средний филолог до 200 в день, — совершенно теряет
в конце концов способность самостоятельно
мыслить. Если он не переворачивает, он не мыслит.
Он отвечает на раздражение (на прочтенную
мысль), когда он мыслит, — он в конце концов
только реагирует. Ученый отдает всю свою силу на
утверждение и отрицание, на критику уже
продуманного, — сам он не думает больше...
Инстинкт самозащиты притупился в нем, иначе он
оборонялся бы от книг. Ученый есть decadent. Это я
видел своими глазами: одаренные, богатые и
свободные натуры уже к тридцати годам «позорно
начитанны», они только спички, которые надо
потереть, чтобы они дали искру — «мысль». —
Ранним утром, в начале дня, во всей свежести, на
утренней заре своих сил читать книгу — это
называю я порочным! — 9 В этом месте нельзя уклониться от истинного ответа на вопрос, как становятся сами собою. И этим я касаюсь главного пункта в искусстве самосохранения — эгоизма... Если допустить, что задача, определение, судьба задачи значительно превосходит среднюю меру, то нет большей опасности, как увидеть себя самого одновременно с этой задачей. Если люди слишком рано становятся сами собою, это предполагает, что они даже отдаленнейшим образом не подозревают, что они есть. | ||
|