Библиотека >> Кант и проблема метафизики
Скачать 72.08 Кбайт Кант и проблема метафизики
Другие варианты перевода:
освобожденность, освобождение, свобода от вещей (техники). 9 Die Offenheit fur das Geheimnis. Перевод с издания: Heidegger Martin. Gelassenheit. Gunther Neske. Pfullingen, 1959. S. 11 - 281. А.Г. Солодовникова, перевод, 1991. МАРТИН ХАЙДЕГГЕР КАНТ И ПРОБЛЕМА МЕТАФИЗИКИ [1] МАРТИН ХАЙДЕГГЕР ЧЕТВЕРТАЯ СТАДИЯ ОБОСНОВАНИЯ Основа внутренней возможности онтологического познания ¦ 19 Трансценденция и пресуществление чувственным ¦ 20 Образ и схема ¦ 21 Схема и схема-образ ¦ 22 Трансцендентальный схематизм ¦ 23 Схематизм и подведение под понятия Внутренняя возможность онтологического познания раскрывается из специфической целостности состава трансценденции. Его собирающее средоточие есть чистая способность воображения. Кант находит этот итог обоснования не только "странным", но и неоднократно указывает на ту темноту, в которую должны упираться все разъяснения трансцендентальной дедукции. Одновременно, конечно, обоснование онтологического познания стремится - сверх простого означения трансценденции - прояснить его в отношении того, может ли оно выстроиться как систематическое целое предъявления трансценденции (трансцендентальная философия = онтология). Итак, в трансцендентальной дедукции проблемой становится именно целое онтологического познания в его единстве. При этом на первый план при центральном значении конечности и господстве логического (рационального) способа вопрошания в метафизике выдвигается рассудок, т.е. его отношение к образующему единство средоточию, к чистой способности воображения. Но если любое познание первично есть созерцание, и конечное созерцание имеет характер воспринятия, то для полного прояснения трансценденции должно быть столь же эксплицитно разъяснена связь трансцендентальной способности воображения и чистого созерцания. И тем самым - связь чистого рассудка с ним. Постановка подобной задачи, однако, требует показа трансцендентальной способности воображения в ее единящей функции и, вместе с тем, формирования трансценденции и ее горизонта в существе его свершения. Обнажение сущностного основания онтологического познания как конечного чистого созерцания Кант предпринимает в разделе, примыкающем к трансцендентальной дедукции и носящем название "О схематизме чистых понятий рассудка" 137-147, В 176-187 [126-131]>. Уже только это указание на систематическое положение главы "О схематизме" в порядке стадий обоснования обнаруживает, что эти одиннадцать страниц Критики чистого разума должны составлять принципиальную часть всего обширного труда. Правда, это центральное значение кантовского учения о схематизме может действительно выявиться лишь на основании содержательной интерпретации. Она же должна придерживаться основного вопроса о трансценденции конечного существа. Сначала Кант повторно вводит проблему в более внешней форме, руководствуясь вопросом о возможности подведении (Subsumtion) явлений под категории. Оправдание подобной постановки вопроса должно, в соответствии с рассмотрением "quaestio juris", проводиться через разработку внутренней динамики проблемы схематизма. ¦ 19 Трансценденция и пресуществление чувственным (Versinnlichung) Конечное существо может воспринимать сущее лишь в том случае, если это сущее является открытым как уже наличное. Но воспринятие для своего осуществления возможным требует нечто подобное обращению, и не случайного, но такого, которое предваряющим образом делало бы возможной встречу сущего. Однако для того, чтобы сущее смогло предложить себя как таковое, сам горизонт его возможного выявления должен иметь характер предложения (Angebotscharakter). Обращение в себе самом должно быть предвосхищающим установлением того, что может предложить себя. Однако для того, чтобы горизонт "пред-оставления" мог функционировать как таковой, этот характер предложения нуждается в восприимчивости. Доступное восприятию (vernehmlich) - это принимаемое (hinnehmbar) непосредственно в созерцании. Поэтому горизонт как открытое восприятию предложение должен предварительно и постоянно предлагать себя как чистый вид (Anblick). Отсюда следует, что "пред-оставление" конечного рассудка должно предлагать в созерцании предметность как таковую, т. е. что чистый рассудок должен основываться в ведущем его и лежащем в его основе (tragenden) чистом созерцании. Что же необходимо для открытия к восприятию горизонта предваряющего обращения? Так обращающееся конечное существо должно открывать себе для созерцания горизонт, т. | ||
|