Библиотека >> Кант и проблема метафизики
Скачать 72.08 Кбайт Кант и проблема метафизики
Но
любое конечное познание, как мыслящее созерцание, необходимо является понятийным. Поэтому уже в непосредственном восприятии наличного, например - этого дома, необходимо имеется схематизирующее предвосхищающее видение (Vorblick) чего-то как дома вообще, лишь из пред-ставления которого встречающееся [нам] может показать себя как дом, предложить вид "наличного дома". Таким образом, схематизм необходимо свершается на основе нашего познания как конечного. Потому Кант и говорит: "Этот схематизм... является сокровенным в глубинах человеческой души искусством..." [128]>. Если же схематизм присущ конечному познанию, а центр конечности - в трансценденции, то свершение трансценденции в своем внутреннем существе должно быть схематизмом. Поэтому Кант, желая разъяснить внутреннюю возможность трансценденции, необходимо приходит к проблеме "трансцендентального схематизма". ¦ 22 Трансцендентальный схематизм В результате общей характеристики схематизма как особого рода пресуществления чувственным мы получили: схематизм необходимо присущ трансценденции. С другой стороны, характеристика полной структуры онтологического познания, которое необходимо есть созерцание, привело к пониманию: трансценденции необходимо свойственно пресуществление чувственным, и притом чистое. Было предположено, что это чистое пресуществление чувственным свершается как схематизм. Это утверждение теперь следует обосновать доказательством того, что необходимое чистое пресуществление чувственным чистого рассудка и его понятий (ноций) исполняется в трансцендентальном схематизме. Что это такое, прояснится вместе с раскрытием этого свершения. Схемообразующее пресуществление чувственным имеет целью доставление понятию образа. Значит, в нем полагаемое имеет определяемое по правилам отношение к возможности усмотрения (Erblickbarkeit). В подобной созерцаемости понятийно полагаемое впервые становится доступным восприятию. Схема приводит себя, т.е. понятие, в образ. Чистые понятия рассудка, мыслимые в чистом "я мыслю", нуждаются в сущностно чистой усматриваемости, чтобы предстоящее в чистом пред-оставлении, могло стать доступным как нечто, находящееся "напротив" (Dawider). Чистые понятия должны основываться на чистых схемах, которые доставляют им образ. Но Кант однозначно говорит: "Напротив, схема чистого понятия рассудка есть нечто, что не может быть приведено ни в какой образ..." [128]>. Если же приведение себя в образ присуще схеме, то выражение "образ" в цитате может иметь в виду и исключать лишь определенный тип образов. С самого начала дело может идти лишь о схемах-образах. Тогда отрицание возможности вообразования схемы ноций значит лишь то, что наглядно предъявляемый вид, чье правило предъявления представляется в схеме ноций, никогда не может быть заимствовано из многообразия эмпирически созерцаемого. И поскольку образом называется эмпирический вид в самом широком смысле, то схема ноций, очевидно, не может быть приведена "ни в какой образ". Также и чистые эмпирические виды, предлагаемые математической конструкцией понятий, как образы "величин" ограничены определенной областью предметного. В такой образ ноций как прапонятия также не могут быть приведены, поскольку они представляют те правила, в которых образуется предметность вообще - как предварительный горизонт выявляемости любых предметов. Так что "образ" в приведенной цитате обозначает те типы схем-образов, которые являются схемами эмпирических и математических понятий. Ни в один из таких образов невозможно привести схему чистых понятий рассудка. Однако прояснение внутренней возможности онтологического познания показало: чистые понятия через опосредование чистого синтеза трансцендентальной способности воображения сущностно связаны с чистым созерцанием (временем), и наоборот. Пока же нами разъяснялась лишь сущностная необходимость связи между ноцией и временем. Внутренняя структура этого отношения как глубинного порядка (Fugung) трансценденции еще не была прояснена. Время как чистое созерцание таково, что подает вид до всякого опыта. Открывающийся в таком чистом созерцании чистый вид (для Канта - чистая последовательность "теперь") должен поэтому называться чистым образом. Ведь и сам Кант говорит в главе о схематизме: "Чистый же образ... всех предметов чувств вообще [есть] время" [129] (курсив - М. X.)>. Та же идея высказывается и позднее, в не менее важном месте, где Кант определяет сущность ноций: ноция - это "чистое понятие, поскольку оно имеет свой исток лишь в рассудке (а не в чистом образе чувственности)" . Таким образом, и схема чистого понятия рассудка вполне может быть приведена в образ, если только "образ" выступает как "чистый образ". Время как "чистый образ" является схемой-образом, а не только противостоящей чистым понятиям рассудка формой созерцания. | ||
|