Библиотека >> Кант и проблема метафизики

Скачать 72.08 Кбайт
Кант и проблема метафизики

Мы не понимаем значения зловещего усиления власти
атомной техники. Смысл мира техники скрыт от нас. Но давайте же специально
обратимся и будем обращены к тому, что этот сокрытый смысл повсюду нас
затрагивает в мире техники, тогда мы окажемся внутри области, которая и
прячется от нас, и, прячась, выходит к нам. А то, что показывается и в то
же время уклоняется - разве не это мы называем тайной? Я называю поведение,
благодаря которому мы открываемся для смысла, потаенного в мире техники,
открытостью для тайны(9).
Отрешенность от вещей и открытость для тайны взаимно принадлежны. Они
предоставят нам возможность обитать в мире совершенно иначе. Они обещают
нам новую основу и почву для коренения, на которой мы сможем стоять и
выстоять в мире техники, уже не опасаясь его.
Отрешенность от вещей и открытость тайне дадут нам увидеть новую почву,
которая однажды, быть может, даже возвернет в ином обличье старую, сейчас
так быстро исчезающую.
Правда, пока (и мы не знаем, как долго это будет продолжаться) человек на
этой земле находится в опасном положении. Почему? Потому лишь, что внезапно
разразится третья мировая война, которая приведет к полному уничтожению
человечества и разрушению земли? Нет. Наступающий атомный век грозит нам
еще большей опасностью, как раз в том случае, если опасность третьей
мировой войны будет устранена. Странное утверждение, не так ли? Разумеется,
странное, но только до тех пор, пока мы не мыслим.
В каком смысле верно это утверждение? А в том, что подкатывающая
техническая революция атомного века сможет захватить, околдовать, ослепить
и обмануть человека так, что однажды вычисляющее мышление останется
единственным действительным и практикуемым способом мышления.
Тогда какая же великая опасность надвигается тогда на нас? Равнодушие к
размышлению и полная бездумность, полная бездумность, которая может идти
рука об руку с величайшим хитроумием вычисляющего планирования и
изобретательства. А что же тогда? Тогда человек отречется и отбросит свою
глубочайшую сущность, именно то, что он есть размышляющее существо. Итак,
дело в том, чтобы спасти эту сущность человека. Итак, дело в том, чтобы
поддерживать размышление.
Однако отрешенность от вещей и открытость для тайны никогда не придут к нам
сами по себе. Они не выпадут на нашу долю случайно. Они уродятся лишь из
неустанного и решительного мышления.
Возможно, сегодняшнее памятное собрание подвигнет нас на это мышление. И
если мы откликнемся на этот призыв, то мы будем думать о Конрадине
Крейцере, размышляя об истоках его творчества, о его корнях, которые питала
силами его родина. И это именно мы мыслим, когда мы осознаем себя здесь и
сейчас людьми, призванными найти и подготовить путь в атомный век, через
него и из него.
Если отрешенность от вещей и открытость для тайны пробудятся в нас, то мы
выйдем в путь, который ведет нас к новой почве для коренения и стояния. На
этой почве творчество может пустить новые корни и принести плоды на века.
Так в другой век и несколько по-другому сбываются вновь слова Иогана Петера
Гебела: "Мы растения, которые - хотим ли мы осознать это или нет - должны
корениться в земле, чтобы, поднявшись, цвести в эфире и приносить плоды".
Примечания

1 Эта речь была произнесена на праздновании 175-й годовщины со дня рождения
композитора Конрадина Крейцера 30 октября 1955 г. в Мескирхе, опубликована
в 1959 году совместно с диалогом между ученым, филологом и учителем "К
вопросу об отрешенности" (Из разговора на проселочной дороге) ("Zur
Erorterung der Gelassenheit" (Aus einern Feidgesprach uber das Denken)
указ. издание. S. 31-73). Подробная запись этого разговора была сделана еще
в 1944-1945 гг., потом он был значительно сокращен. В разговоре
проблематика, изложенная в речи памяти К. Крейцера, доступно, но
декларативно, без уточнения свойств осмысляющего мышления, прорабатывается
более детально и глубоко.
2 Конрадин Крейцер (1780 - 1849) - плодовитый композитор, родился в
Мескирхе, родном городе М. Хайдеггера, некоторые его хоры и оперы и сейчас
хорошо известны в ФРГ.
3 Gedenkfeier - торжество в память кого-либо, образовано от глагола
gedenken - помнить, вспоминать кого-либо, который также имеет значение -
думать, отсюда - требование М. Хайдеггера думать на торжестве в память К.
Крейцера.
4 das besinniiche Nachdenken - "думание вслед за чем-то (после чего-то)".
5 das denkende d. h. sinnende Wesen.
6 boden-standig - коренной, местный, оседлый (дословный перевод - "стоящий
на почве").
7 die Bodenstandigkeit - оседлость, существительное, образованное от
bodenstandig.
8 die Gelassenheit zu den Dingen - неологизм M. Хайдеггера. Современное
значение Gelassenheit - спокойствие, хладнокровие, невозмутимость
(образовано от глагола las

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40