Библиотека >> Кант и проблема метафизики
Скачать 72.08 Кбайт Кант и проблема метафизики
е. само по себе "образовывать" вид предлагающего
себя. Однако, если чистое созерцание (время), как показала трансцендентальная дедукция, находится в сущностной связи с чистым синтезом, то образовывание вида горизонта осуществляется чистой способностью воображения. Тогда она "образует" не только возможность созерцательного воспринятия горизонта благодаря тому, что, как свободное обращение, "творит" его, но, как образующая в этом смысле, является "образующей" и во втором значении: в том, что она делает вообще возможным "образ" как таковой. Выражение "образ" следует понимать здесь в изначальном смысле, в соответствии с которым мы говорим, что ландшафт являет прекрасный "образ" (вид), или что собрание представляло собой печальный "образ" (вид). И Кант уже на втором пути дедукции, который исходит из внутренней связи времени с чистой способностью воображения, говорит о способности воображения ("имагинации"), что она "должна... приводить в образ" . Лишь в свершении этого двойного образования (подачи вида) становится зримой основа возможности трансценденции и понятным - необходимо присущий ей характер вида (Anblickscharakter) ее предварительно представляющего и предлагающего существа. Но трансценденция как бы и есть сама конечность. Если она в пред-оставлении должна сделать зримым в нем образующийся горизонт, а конечное созерцание означает чувственность, то это предложение вида может быть лишь осуществлением горизонта чувственным (Sinnlichmachen). Горизонт трансценденции может образовываться лишь в пресуществлении чувственным (Versinnlichung). Рассматриваемое со стороны чистого рассудка, пред-оставление есть представление единств как таковых, которые упорядочивают всякое единение (чистые понятия). Таким образом, трансценденция образуется в пресуществлении чувственными чистых понятий. И поскольку она является предварительным себя-обращением-к, то это пресуществление чувственным также должно быть чистым. Чистое пресуществление чувственным свершается как "схематизм". Чистая способность воображения, как образующая схему, дает вид ("образ") горизонта трансценденции. Однако то, что этого указания на подобное пресуществление чувственным недостаточно, не говоря уже о том, что оно фактически не может быть доказано, если с самого начала не известно это его сущностное качество, можно понять уже из самой идеи чистого пресуществления чувственным. Для Канта чувственность - это конечное созерцание. Чистая чувственность должна быть таким созерцанием, которое изначально вос-принимает вообще созерцаемое - прежде любого эмпирического восприятия. Однако конечное созерцание как раз не может создать в процессе созерцания созерцаемое сущее. Поэтому чистое пресуществление чувственным должно быть воспринятием чего-то такого, что впервые образуется в самом этом вое-принятии, следовательно - такого вида, в котором не содержится ничего из сущего. Какой же характер имеет созерцаемое чистой чувственности? Может ли оно иметь характер "образа"? И что такое образ? Как можно отличить "образующийся" в чистой способности воображения вид, чистую схему, от образа? В каком смысле схема, в конечном счете, все-таки может быть названа "образом"? Без предварительной интерпретации этих феноменов пресуществления чувственным схематизм как основа трансценденции останется сокрытым кромешной тьмой. ¦ 20. Образ и схема Вообще пресуществление чувственным - это способ, которым конечное существо делает для себя нечто созерцаемым, т.е. может задавать себе вид (образ) чего-либо. В зависимости от того, что и как представляется видению, вид или образ обозначают различное. Обычно мы называем образом вид определенного сущего, поскольку оно открыто как нечто наличное. Оно предлагает вид. Исходя из этого значения, "образ" также может значить: отображающий вид некоего наличного (отображение), или же вслед-образующий (воспроизводящий) вид некоего более не наличного, или же про-образующий (предвосхищающий) некоего только должного быть осуществленным сущего. Кроме того, "образ" может иметь довольно широкое значение вида вообще, без определения того, становится ли созерцаемым в этом виде некое сущее или не-сущее. Кант же употребляет выражение "образ" в трех значениях: непосредственный вид некоего сущего, наличный отображающий вид некоего сущего и вид чего-то вообще. При этом эти значения выражения "образ" особенно не отделяются друг от друга, так что вообще является сомнительным, достаточно ли перечисленных значений и типов образности для прояснения того, что разъясняется Кантом под названием "схематизм". Наиболее известный способ произведения вида (подачи образа) - это эмпирическое созерцание того, что показывает себя. Себя-показывающее имеет в этом случае характер непосредственно усматриваемого единичного ("вот-этого" ("Dies-da"), что, конечно, не исключает того, что может созерцаться многообразие единичных, т. | ||
|