Библиотека >> История античной эстетики. Высокая классика
Скачать 496.29 Кбайт История античной эстетики. Высокая классика
"За врачеванием прячется поварское угодничество", а косметика, "прячась" за гимнастикой, "заставляет гнаться за чужой красотой" (465 b, ср. 466 b). В этих текстах мыслится методическая направленность действия, выражаемая терминами охоты.
В "Меноне" (74 d) говорится о "преследовании" предмета (metлiei ton logon). Уже тут глагол "преследовать" характерным образом соединяется с не менее характерным термином logos, что по-русски в данном случае целесообразно было перевести "предмет". Когда в этом диалоге говорится (97 с) о том, что правильное мнение "достигает цели" или что статуи Дедала остаются на месте, если они "связаны", и разбегаются, если они между собой "не связаны" (97 а – 98 а), то на первый взгляд здесь употребляются слишком общие глаголы, как будто бы не имеющие никакого отношения к охоте. Однако вся эта картина настолько конкретна, что здесь необходимым образом мыслится нечто вроде охоты. А так как этим символом иллюстрируется устойчивость и определенность наших текучих представлений, зависящие от воспоминаний об идеальном мире, то и здесь функционирование идей мыслится как охотничья деятельность в отношении чувственных вещей. Чувственность охотится за идеями, чтобы быть чем-то определенным; а идея охотится за чувственностью, чтобы реально осуществиться. Нечто вроде этого мы находим и в "Кратиле" (397 а), где говорится об "образце, следуя которому можно в самих именах отыскать подтверждение того, что не произвольно устанавливается каждое имя, а в соответствии с некоей правильностью". Эта "охотничья" символика является у Платона одним из самых основных способов представлять себе соотношение идеи и материи. 4. Охотничья сущность – "путь" и "метод" диалектики В "Пире" употребляется слово "путь", которое, как мы сейчас увидим, связано и с термином "метод", что по-гречески как раз и означает "путь за чем-нибудь", "целенаправленный путь", "последовательный путь", "преследование". Диотима, рисуя восхождение к чистой идее, говорит о начале этого пути как о любви к прекрасным телам (210 а), а потом и о конце этого пути в результате достижения вечной идеи красоты (210 е). В заключение она тоже говорит об этом общем пути (211 b). Однако, прежде чем вскрыть "охотничье" значение платоновского философско-эстетического "пути" и "метода", отметим, что саму диалектику Платон весьма охотно отождествляет с таким философским "путем" и "методом". Предварительное разъяснение по этому поводу дает уже "Евтидем" (290 bс): "Никакая охота... не простирается далее цели поймать и схватить. Но, схватив, что ловили, охотники не могут пользоваться своей добычей: напротив, псари и рыболовы отдают ее поварам; геометры, астрономы и счетчики (ибо и они охотники, потому что не сами делают фигуры, а находят уже готовые), по крайней мере благоразумнейшие из них, умея не употреблять, а только ловить, доверяют пользоваться своими открытиями диалектикам". Таким образом, уже здесь диалектика вполне определенным способом связывается с весьма ярким символом охоты. В "Федре" это положение дела укрепляется и усугубляется. Здесь, если Орифия была "похищена" (hлrpasthл) Бореем (229 d); если душа в своем небесном путешествии была "постигнута" какой-нибудь случайностью и, отяжелев, "пала" на землю (248 с); если спутники Зевса "ищут" Зевсовой души в своих любимцах (252 е); если "побеждают" лучшие склонности влюбленных (256 b); и если кто "гоняется" за мнимыми представлениями об истине и потому пользуется дурным красноречием (262 с), то "все великие искусства, сколько ни есть, нуждаются в тщательном исследовании" природы и ее возвышенных явлений" (270 а), и "путь" к истине труден и долог (274 а), так что нужно идти по соответствующим "следам" (276 b), и ритор должен определить "свой путь" в риторике (263 b). В конце концов, связь этого "пути" с диалектикой формулируется в диалоге с не допускающей никакого сомнения ясностью: Сократ "гоняется" за диалектикой "по пятам, как за богом" (266 b); а Федр говорит Сократу, что они диалектику как раз и "упустили" (266 с). Это – термины охоты. Нечто диалектическое Платон мыслит даже при негативном использовании термина "путь": если от знания отнять его устойчивый предмет, то "оно начинает идти беспредельным путем" (Theaet. 147 c), a также и при переходе "на новый путь исследования", более совершенный (191 а). Образ охоты, несомненно, мыслится Платоном и там (155 е), где идет речь о тех неуемных людях, которые хотят схватить бытие и истину голыми руками, и там, где происходит "постепенное исследование" предмета (168 е). 5. Символ охоты в учении о диалектическом методе преимущественно в "Федоне" и "Государстве" Скажем несколько слов о термине methodos. Мы утверждаем, что этот "метод" первоначально взят из области охоты. Правда, с этим не все согласны70. Однако аргументы приведенного у нас выше К. Классена71 едва ли можно опровергнуть. а) Прежде всего обращает на себя внимание способ рассуждения и беседы в "Федоне". Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
| ||
|