Библиотека >> Весть истины и пpямой путь к себе
Скачать 76.26 Кбайт Весть истины и пpямой путь к себе
Подобно этому для джняни – человека, который достиг Самопостижения, – глубокий сон-бодрствование или бодрствование-глубокий сон или сновидения-глубокий сон, сновидения-бодрствование – все они есть одно и то же состояние.
Но мы должны иметь дело с физическим телом в физическом, бодрствующем мире! Если мы глубоко заснем во время работы или попытаемся работать во сне, работа будет выполняться неправильно. Глубокий сон – не неведение, он есть чистое состояние человека, а бодрствование – не знание, но неведение. Есть полное сознание в глубоком сне и полное неведение в бодрствовании. Ваша настоящая природа перекрывает оба эти состояния и простирается вне их. Истинное Я превосходит как знание, так и неведение. Состояния глубокого сна, сновидений и бодрствования служат лишь формами, которые проходят перед Я и развиваются вне зависимости от того, сознаете вы их или нет. Состояние джняни таково, что состояния самадхи, бодрствования, сновидений и глубокого сна проходят в нем, подобно тому как волы движутся, останавливаются или распрягаются в то время как пассажир спит. Подобные ответы соответствуют лишь точке зрения пребывающего в неведении – аджняни, так как в противном случае они не возникнут. Конечно, они не могут возникнуть у Истинного Я. Кто бы тогда спрашивал? Но, к несчастью, я еще не познал Себя! Это как раз и служит препятствием на вашем пути. Вам нужно отделаться от идеи, что вы аджняни и еще не познали Себя. Вы – это Вы. Было ли время, когда вы не сознавали Себя Собой? Итак, мы должны экспериментировать в глубоком сне-бодрствовании... или в фантазии? (Смеется). Я придерживаюсь того мнения, что физическое тело человека, погруженного в самадхи в результате непрерывного "созерцания"* Себя, может стать по этой причине неподвижным. Оно может быть активным или нет, но ум, установившийся в таком "созерцании", не будет затронут движениями тела или чувств; не будет и беспокойства ума, побуждающего к физической деятельности. В то же время другой человек возражает мне, доказывая, что физическая деятельность, несомненно, препятствует самадхи или непрерывному "созерцанию". Каково мнение Бхагавана? Вы есть живое доказательство моего утверждения. * Слово "созерцание" часто используется по отношению к психическим процессам, выполняемым с усилием, тогда как самадхи лежит за пределами усилия. Однако на языке христианского мистицизма "созерцание" – постоянно используемый синоним самадхи, и именно в этом смысле здесь употреблено данное слово. Вы оба правы: вы говорите о сахаджа нирвикальпа самадхи, а другой – о кевала нирвикальпа самадхи. В последнем случае ум жив, но погружен в свет Истинного Я (поскольку в глубоком сне ум находится во тьме неведения), и субъект проводит различие между самадхи и деятельностью после выхода из самадхи. Более того, активность тела, органов познания, жизненных сил, ума и внимание к объектам служит препятствием для устремленного к постижению кевала нирвикальпа самадхи. В сахаджа самадхи, однако, ум растворен в Я и утрачен. Следовательно, различий и препятствий, отмеченных выше, здесь не существует. Активность такого Существа подобна кормлению спящего ребенка, которое воспринимается внешним наблюдателем, но не самим субъектом. Путешественник, глубоко спящий в движущейся повозке, не сознает ее движения, поскольку его ум погружен во тьму. В то же время сахаджа-джняни не сознает своих телесных активностей, ибо его ум мертв, будучи растворен в экстазе Чидананды, блаженства Истинного Я. Для большей ясности различия между глубоким сном, кевала нирвикальпа самадхи и сахаджа нирвикальпа самадхи можно представить в форме таблицы, как это и сделано Шри Бхагаваном: Глубокий сон Кевала нирвикальпа самадхи Сахаджа нирвикальпа самадхи Ум жив Ум жив Ум мертв погружен во тьму забвения погружен в свет растворен в Истинном Я подобен ведру, которое привязано к веревке и опущено в колодец подобен реке, которая впала в океан и утратила свою индивидуальность как ведро вытаскивается за другой конец веревки, так и ум покидает Свет река не может вернуться из океана У Мудреца, который познал Себя, ум полностью уничтожен и мертв, но внешнему наблюдателю может казаться, что Мудрец обладает умом, словно мирянин. Следовательно, личное "я" Мудреца имеет только кажущуюся "объективную реальность", а на самом деле это "я" не имеет ни субъективного существования, ни объективной реальности. > -------------------------------------------------------------------------------- II. БЕЗМОЛВИЕ И УЕДИНЕНИЕ Полезен ли обет молчания ? Внутреннее безмолвие есть самоустранение. И это то же самое, что жизнь без чувства эго. Необходимо ли для санньяси уединение? Уединение находится в уме человека. Один может быть в гуще мира, сохраняя, тем не менее, совершенную безмятежность ума, и такой человек всегда находится в уединении. Другой может жить в лесу, но быть все еще не в состоянии управлять умом. | ||
|