Библиотека >> Весть истины и пpямой путь к себе
Скачать 76.26 Кбайт Весть истины и пpямой путь к себе
Существует лишь единственное Высочайшее Я. Думать иначе значит заблуждаться.
Очень поучительно в этом плане записанное в Пуранах [44] предание о Мудреце Рибху и его ученике Нидагхе: Рибху учил своего ученика высочайшей истине Брахмана, Единого-без-второго, но Нидагха, несмотря на свою эрудицию и рациональное понимание, не обрел достаточной убежденности, чтобы принять Путь джняны и следовать ему. Он поселился в своем родном городке и посвятил жизнь соблюдению религиозных обрядов. Но мудрец любил своего ученика так же глубоко, как тот своего учителя. Несмотря на возраст, Рибху сам собрался пойти к Нидагхе, чтобы посмотреть, насколько тот освободился от ритуализма. Чтобы ученик не узнал его, мудрец переоделся деревенским жителем. Кргда Рибху в конце концов нашел Нидагху, тот внимательно наблюдал за царской процессией. Мудрец поинтересовался о причине суматохи и узнал, что в процессии участвует сам царь. "О! Сам царь участвует в процессии! Но где он?" - спросил мудрец, переодетый крестьянином. "Вон, на том слоне", - отвечал Нидагха. "Говорите, царь на слоне? Да, я вижу двоих, - сказал крестьянин. - Но кто из них царь, а кто слон?" "Что?! - воскликнул Нидагха. - Ты видишь двоих, но не знаешь, что человек сверху - это царь, а животное снизу - слон? О чем с тобой тогда вообще говорить?" "Ради всего святого, не будьте столь нетерпимы к такому невежде, как я, - взмолился крестьянин. - Но вы сказали "сверху" и "снизу". Что означают эти слова?" Нидагха этого больше не мог вынести. "Ты видишь царя и слона, первый вверху, второй - внизу. Однако ты хочешь знать, что означает "вверху" и "внизу"? - взорвался Нидагха. - Если вещи, которые ты видишь, и слова, которые слышишь, так мало говорят тебе, только действие может тебя научить. Наклонись вперед, и ты все очень хорошо поймешь". Крестьянин сделал так, как его просили. Нидагха уселся ему на плечи и сказал: "Сейчас я нахожусь сверху, как царь, а ты - снизу, как слон. Теперь понял?" "Нет, все равно не понял, - кротко сказал крестьянин. - Вы говорите, что находитесь сверху, подобно царю, а я внизу, подобно слону. "Царь", "слон", "верх", "низ" - до сих пор все понятно. Но, умоляю, скажите мне, что вы разумеете под "я" и "ты"?" Когда Нидагха был поставлен перед сложнейшей проблемой определения "я" и "ты", на него низошло прозрение. Он тотчас спрыгнул с Рибху и припал к его стопам со словами: "Кто еще, кроме моего почтенного Учителя, мог бы так повернуть мой ум от этих поверхностных представлений, обусловленных физическим существованием к подлинному Бытию Истинного Я! О милостивый Учитель, прошу Вашего благословения". Поэтому если ваша цель - превзойти здесь и сейчас с помощью Атма-вичары эти поверхностные представления, обусловленные физическим существованием, зачем различать "ты" и "я"? Они относятся только к телу. Когда вы в поиске Источника мысли обратите ум вовнутрь, где будут эти "я" и "ты"? Вы должны искать Себя и быть Собой, - Истинным Всеобъемлющим Я. Но разве не странно, что "я" должно искать "я"? Не обратится ли, в конце концов, вопрошание "Кто я?" в пустую формулу? Должен ли я бесконечно задавать себе этот вопрос, словно мантру какую-то? Разумеется, Самовопрошание - не пустая формула; оно серьезнее, чем повторение любой мантры. Если бы вопрос "Кто я?" был только вопрошанием в уме, он не имел бы особой ценности. Настоящая цель Самовопрошания состоит в том, чтобы сосредоточить весь ум на его Источнике. Следовательно, это не тот случай, когда одно "я" ищет другое "я". Самовопрошание менее всего есть пустой формулой, ибо представляет собой интенсивную деятельность цельного ума, направленную на сохранение его неизменного пребывания в чистом сознании Я. Самовопрошание - это единственное безошибочное и прямое средство, которое позволяет сознавать ничем не обусловленное, абсолютное Бытие, каковым вы есть в действительности. Почему только Самовопрошание следует считать прямым средством достижения джняны? Потому что любой другой вид садханы предполагает сохранение ума в качестве инструмента ее осуществления и в отсутствие ума практиковаться не может. На различных ступенях упомянутых видов практики эго способно принимать разные все более тонкие формы, но никогда не устраняется окончательно. Когда Джанака [45] воскликнул: "Наконец-то я обнаружил вора, который постоянно разорял и разоряет меня. Поступать с ним надлежит жестоко", он имел в виду эго или ум. Но этот вор может быть не менее успешно схвачен и в ходе практики других садхан. Попытки уничтожить эго или ум с помощью иных садхан, нежели Атма-вичара, в точности напоминают попытки вора, переодевшегося полицейским, поймать вора, то есть самого себя. Лишь Атма-вичара позволяет открыть ту истину, что ни эго, ни ум на самом деле не существуют, и дает искателю возможность познать чистое, неразличимое Бытие Себя, или Абсолюта. Познавшему Себя ничего не остается для познания, ибо он есть совершенное Блаженство, он есть Все. | ||
|