Библиотека >> Весть истины и пpямой путь к себе
Скачать 76.26 Кбайт Весть истины и пpямой путь к себе
Другими словами, Махарши жил в Тируваннамалае как сахаджа ништха [93], легко доступный любому, кто хотел прийти и видеть его.
Он давал мало словесных наставлений, предпочитая метод Дакшинамурти, который учил Тишиной, однако молчание Махарши не было тупым и мрачным, словно на похоронах. Напротив, оно было динамичным, вибрирующим, насыщенным силой, что подтверждено переживаниями многих среди тысяч постоянных посетителей его обители. Тишина могла очаровывать – безмолвие и спокойствие ума гораздо сильнее влияли на них, чем чьи-либо самые красноречивые слова. Это бесценное преимущество – быть современником такого великого святого и провидца, и, действительно, огромная трагедия, если искренние искатели не воспользовались его присутствием в нашей среде, в то время как люди из отдаленных стран, почти с конца света, обретали многое от общения с ним и изучения его жизни и наставлений. В наших Писаниях сказано, что неизмеримый духовный выигрыш ожидает тех, кто практикует в присутствии Существа, познавшего Себя. Изучение священных книг, соблюдение законов, церемонии и ритуалы, джапа, тапас [94] или йога, паломничества к святым гробницам и водам – ничто из этого не может сравниться с общением с настоящим джняни в помощи прогрессу искателя на духовном пути. Нужно, однако, постоянно помнить о следующем. Хотя исходящая от Махарши благодать неограниченна, подобно благодати Самого Бога, каждый может получить ее только в соответствии со своими способностями. Как говорит Тагор: "Благодать Божия бесконечна и изливается постоянно, но мы можем собрать ее только в наши маленькие ладони". Господь Иисус говорит: "Вот Я стою у двери и стучу" [95]. Действительно, благодать Божия все время стучится в двери наших сердец, но наше эго, наш ум и желания запирают и баррикадируют двери наших сердец и препятствуют проникновению ее вовнутрь и выполнению ее работы. Вверение себя этой благодати сотворит чудеса и совершенно преобразует качество наших жизней. Но наше смирение и самоотречение половинчаты, как у того генерала, который сказал своим солдатам: "Уповайте на Господа, но порох держите сухим". Бог, Гуру и Истинное Я – одно и то же, и если мы полностью доверились Гуру, то мы в безопасности, ибо наше достижение цели этим обеспечено. Сейчас мы перейдем к центральному и едва ли не единственному наставлению, которое Махарши давал всем искателям для самостоятельного изучения и опыта. Сознание бытия, вечно присутствующее чувство "Я есмь", постоянное во всех трех состояниях: бодрствования, дремы (сна со сновидениями) и глубокого сна, представляет Истину или Реальность, равнодушную к тому, что я есть, такому, как "я есть это тело", "я есть Рама" или "я – учитель". Даже после глубокого сна человек просыпается и говорит: "Я крепко спал". Чувство "я есмь" непрерывно, и оно служит нитью, ведущей человека к Реальности. То, которое сияет внутри каждого из нас как "Я есмь", есть Истинное Я, единственная реальность, а все остальное есть просто кажимость. В Библии также ясно и выразительно говорится, что Бог сказал Моисею: "Я есмь Тот, Кто есмь" [96]. Стихи 13-й и 14-й третьей главы книги "Исход" резюмируют миссию Махарши: "Я есмь" – это имя Бога, а сознание "Я есмь", которое каждый носит внутри себя, – это голос Бога или Истинного Я. Махарши говорит всем искренним искателям Истины: "На каждом шагу и по любому поводу вы говорите "я, я": "я хочу узнать это", "я чувствую то", "я думаю так-то" и так далее. Спросите себя, кто есть этот "я", откуда эта мысль "я" возникает, что служит ее источником. Сохраняйте свой ум твердо установленным на этой мысли, чтобы исключить все остальные мысли, и этот процесс рано или поздно приведет вас к постижению Себя, своего Истинного Я". Прямой метод, рекомендованный Махарши, – единственный в своем роде. Возможно, он не покажется легким, но своим собственным опытом Махарши гарантирует нам, что это кратчайший, безопаснейший и наиболее надежный метод. Заключается он в следующем. Вы спрашиваете себя: "Кто я?" и пытаетесь удержать целиком весь ум сконцентрированным на получении ответа на этот вопрос. Правда, внутри вас будут возникать различные незваные мысли и пытаться отвлечь ваше внимание. Однако источником и пищей для всех этих мыслей служит мысль "я". Поэтому как только та или иная мысль появляется, спрашивайте, не допуская ее развития: "Кто получает эту мысль?" Ответ будет: "я". Тогда спросите себя: "Кто этот "я" и откуда?" Махарши говорит: "Не будьте обескуражены разнообразием и множественностью мыслей, которые пытаются отвлечь вас. Следуйте описанному методу с верой и надеждой, и вы наверняка достигнете цели". И он дает пример. Вы осадили крепость. Каждого защитника, покидающего ее для вылазки, вы будете сражать ударом меча. Убив последнего из них, вы захватите крепость. До тех пор, пока все мысли не будут уничтожены, они продолжают выход. Убивайте их всех мечом Вопрошания "Кто я?", и в конце концов крепость будет взята. Но победа достигается не путем простого бормотания слов "Кто я?", обращенных к себе. | ||
|