Библиотека >> Весть истины и пpямой путь к себе
Скачать 76.26 Кбайт Весть истины и пpямой путь к себе
В жизнеописании Шри Чайтаньи сказано, что, наставляя учеников, он на самом деле искал Кришну (Себя) внутри, полностью забыв тело и продолжая говорить только о Кришне. Я сомневаюсь, что работа может быть без ущерба предоставлена самой себе. Не следует ли уделять какую-то долю внимания и тому, что делает тело?
Ваше Истинное Я охватывает все. Разве вы отделены от Себя? Или работа может продолжаться без Я? Истинное Я всеобще, а потому все действия будут происходить в любом случае – стараетесь ли вы изо всех сил заниматься ими или нет. Работа будет идти сама. Так и Кришна сказал Арджуне, что ему не нужно винить себя в убийстве Кауравов – они уже убиты Богом [37]. Это не ваша задача – решаться на работу и беспокоиться о ней; нужно только выполнять волю Высшей Силы. Но ведь работа может пострадать, если я не буду наблюдать за ней. Наблюдение за Собой и есть наблюдение за работой. Вы думаете, что работа делается вами, потому что отождествляете себя с телом. Но тело и его деятельность, в том числе эта работа, не отделены от Я. Ведь вы не следите за своими шагами, когда куда-то направляетесь, и, тем не менее, через некоторое время достигаете цели. Ходьба продолжается без того, что вы наблюдаете за ней. Точно так же дело обстоит и с другими видами деятельности. Тогда это напоминает поведение лунатика. Напоминает сомнамбулизм? Совершенно верно. Когда мать ночью кормит крепко спящего ребенка, он ест так же хорошо, как и в бодрствующем состоянии, но наутро убежден, что ночью не ел, так как не сознавал производимого им действия. Тем не менее, действие происходило. Или, например, путешественник, который едет в телеге, засыпает. Волы движутся, останавливаются, их распрягают по дороге. Путешественник обо всем этом не знает, но после пробуждения оказывается в другом месте. Поездка закончилась, хотя он находился в блаженном неведении относительно того, что происходило в пути. Подобное происходит и с Я человека. Вечно бодрствующее Истинное Я сравнимо с путешественником, спящим в телеге. Бодрственное состояние – это движение волов, а самадхи – их неподвижность (потому что самадхи означает бодрствующий сон – джаграт-сушупти, то есть человек сознает действие, но не заинтересован в нем – волы запряжены, но не движутся). Глубокий сон – это распрягание волов, ибо означает полное прекращение активности, соответствующее освобождению волов от упряжи. Возьмем еще пример с кинотеатром. При показе кинофильма картины действия проецируются на экран, но движущиеся изображения не задевают и не изменяют экрана. Зритель смотрит на них, а не на экран. Изображения не могут существовать отдельно от экрана, однако сам экран игнорируется. Точно так же Истинное Я служит экраном, на котором наблюдаются картины, действия и т.п. Человек сознает последние, но первого не сознает. Тем не менее, мир изображений не находится в стороне от Я, и, осведомлен ли человек об экране или нет, действия будут продолжаться. Но ведь в кинотеатре есть киномеханик? Да, но кинопоказ осуществляется бесчувственными материалами. Источник света, кинокадры, экран и т.п. – всё это не чувствует, и потому нужен киномеханик, чувствующий деятель. С другой стороны, Истинное Я есть абсолютное Сознание и, следовательно, включает в себя все, не требует дополнений. Не может быть оператора, отдельного от Себя. Я не смешиваю тело с оператором машины, а имею в виду слова Кришны: "Господь в Сердце каждого существа пребывает, о Арджуна, Как на (гончарном) колесе вращая все существа силой Своей майи" [38]. Функции тела, включающие необходимость оператора, рождены в уме, а поскольку тело есть джада, или не чувствующее, ему необходим чувствующий управляющий. Кришна говорил, что Бог пребывает в Сердце как Владыка индивидуальных душ – джив, потому что люди думают, что они дживы. На самом деле не существует ни джив, ни Владыки, внешнего по отношению к ним, ибо Истинное Я все включает в Себя. Экран в кинотеатре, изображения на нем, зритель, актеры, киномеханик, освещение, само здание кинотеатра и все прочее есть Я. То, что вы смешиваете Себя с телом, представляя себя актером, напоминает ситуацию, когда зритель в кинотеатре, вживаясь в фильм, представляет себя его персонажем. Представьте себе актера, у которого вы осведомляетесь, может ли он играть без подмостков! То же самое и в случае с человеком, который полагает свои действия отделенными от Себя. С другой стороны, это похоже на приглашение зрителю действовать в кинокартине. Итак, мы должны познать глубокий сон-бодрствование! Действия и состояния всегда соответствуют какой-то определенной точке зрения. Например, ворона, слон и змея – все они используют один орган для двух разных целей. Ворона одним глазом осматривает обе стороны; для слона хобот служит одновременно рукой и носом, а змея одинаково хорошо видит и слышит глазами. Скажете ли вы, что ворона имеет глаз или глаза, а хобот слона служит ему рукой или носом, или назовете глаза змеи ее ушами, означать это будет одно и то же. | ||
|