Библиотека >> Весть истины и пpямой путь к себе
Скачать 76.26 Кбайт Весть истины и пpямой путь к себе
Поскольку речь идет о практике джняна-вичары, следует исходить из того, что эго имеет лишь одну форму, а именно - Ахам-вритти.
Но такой подход может оказаться все-таки недостаточным для осуществления джняны. Вопрошание о Себе путем следования за нитью Ахам-вритти подобно выслеживанию собакой своего хозяина по запаху. Хозяин может находиться далеко, в неизвестном собаке месте, но это нисколько не мешает ей искать его. Запах хозяина служит для нее безошибочным ключом, и все остальное - его одежду, телосложение, рост и т.п. - она в расчет не принимает. Уловив запах, собака следует за ним, не отвлекаясь в течение всего поиска, и в конце концов достигает цели. Подобно этому в поиске Себя единственно надежной нитью служит Ахам-вритти, чувство того, что "я есть", которое выступает исходным фактом любого вашего переживания. Ничто иное неспособно непосредственно вести вас к Самопостижению. Мне все же неясно, почему в качестве прямого средства Самопостижения следует рассматривать поиск Истока именно Ахам-вритти, почему именно эта вритти выделяется из ряда других вритти ума. Уже само по себе это слово - АХАМ - наводит на размышления. Две буквы, из которых оно состоит, - A и ХА - представляют собой первую и последнюю буквы санскритского алфавита. Таким образом, это слово как бы объемлет собой все, что может быть сказано, все возможные содержания. Из этого следует, что "ахам" означает само существование. Хотя чувство "себя" или того, что "я есть", обычно рассматривается как одна из вритти ума, Ахам-вритти, на самом деле эта вритти особенная. В отличие от других вритти, которые существенно между собой не связаны, Ахам-вритти единообразно и существенно связана с каждой из них без исключения. Ни одна из вритти не может существовать без Ахам-вритти; напротив, Ахам-вритти может существовать сама по себе, независимо от других вритти. Следовательно, Ахам-вритти коренным образом отличается от остальных вритти ума. Поэтому поиск Истока Ахам-вритти есть поиск не просто основы одной из форм эго, но поиск сущностного, ключевого Истока, из которого возникает самое ощущение "себя". Иными словами, поиск и осознание Истока эго в форме Ахам-вритти с необходимостью предполагает выход за пределы эго в любой из возможных его форм. Признавая, что Ахам-вритти по сути объемлет все формы эго, почему все же в качестве средства вопрошания о Себе следует выбрать именно эту вритти? Поскольку именно чувство того, что "я есть", выступает единственной неразложимой данностью любого вашего переживания, поиск его Истока - единственно осуществимый путь к постижению Себя. Говорят, например, что у эго есть причинное тело; но как вы сможете его сделать предметом исследования? Ведь когда эго принимает эту форму, вы погружены во тьму глубокого сна. Но сколь бы энергично ни проводился поиск Истока Ахам-вритти в бодрствующем состоянии, эго в его тонкой и причинной формах при этом все равно остается неуловимым, разве не так? Нет. Поиск Истока Ахам-вритти нацелен на самое бытие эго. Поэтому неуловимость его тонких форм в данном случае несущественна. Зачем исследовать эго в форме Ахам-вритти, если единственной целью служит постижение ничем не обусловленного, чистого бытия Истинного Я, которое никоим образом не зависит от эго? Специфическое назначение той формы или активности, которая именуется "эго", состоит в следующем. Эго представляет собой связующее звено, узел между чистым Сознанием (Истинным Я) и физическим телом, инертным и бесчувственным. Поэтому эго и называют чит-джада грантхи. Поскольку вы в своем выслеживании Истока Ахам-вритти задействуете чит, сознание, которое есть неотъемлемой стороной эго, исследование это в конечном счете ведет к постижению чистого Сознания как такового, Истинного Я. Какова связь между чистым Сознанием, которое постигает джняни, и чувством того, что "я есть", которое признается исходным фактом любого повседневного переживания? Неразличенное сознание чистого Бытия - это Сердце, или Хридаям, то есть ваше действительное существо, как это следует из самой этимологии слова (Хрит + Аям = Сердце есть Я). Из Сердца возникает чувство того, что "я есть", которое изначально дано в любом переживании и по природе своей чисто, шуддха-саттва. Именно в этой шуддха-саттва сварупе (то есть истинной природе, не загрязненной раджасом и тамасом) проявляется Я, чтобы жить в джняни... В джняни эго существует в саттвической форме и, следовательно, представляет собой нечто реальное. Я верно понял? Нет. Само по себе эго в любых его формах у джняни, как и у аджняни, есть видимость. Но аджняни, обманутому мыслями о реальности бодрствующего состояния и мира, эго кажется реальным. Поскольку он видит, что джняни, подобно всем другим людям, действует, аджняни вынужден приписывать ему те или иные свои представления об индивидуальности. Как, в таком случае, у джняни действует Ахам-вритти? Она у него никак не действует. Мишенью (лакшья), на которую джняни направляет свое внимание, выступает самое Сердце. | ||
|