Библиотека >> Весть истины и пpямой путь к себе
Скачать 76.26 Кбайт Весть истины и пpямой путь к себе
Их рассказ не имеет ничего общего с вашим собственным существованием, ведь при пробуждении вы говорите, что крепко спали, причем до такой степени, что точно знаете - о существовании мира у вас при этом не было ни малейшего представления. Даже сейчас, когда вы бодрствуете, разве это мир говорит: "Я реален", или это ваши слова?
Разумеется, говорю это я, но я говорю это о мире. Хорошо, но в таком случае этот реальный, по вашим словам, мир действительно смеется над вами за попытку доказать его реальность, не зная, реальны ли вы сами. Вы хотите так или иначе защитить представление о реальности мира. Но что служит критерием реальности? Единственно реально то, что существует само по себе, открывается само собой [49], что вечно и неизменно. Разве мир существует сам по себе? Когда его видели без помощи ума? В состоянии глубокого сна нет ни ума, ни мира, а в состоянии бодрствовании есть ум и есть мир. Что означает это неизменное сочетание отрицаний и утверждений? Вы знакомы с принципами индуктивной логики [50], которая служит фундаментом научного исследования, так почему вы не решаете вопрос о реальности мира в свете этих общепринятых логических норм? О себе вы можете сказать: "Я существую", так как это существование есть не просто существование, но сознаваемое существование. В самом деле, оно есть существование, тождественное сознанию. Мир может не сознавать себя, однако он существует. Но Сознание - это всегда Самосознание. Сознавая что-либо, вы по существу сознаете также самих себя. Не сознающее себя существование есть противоречие в терминах. Это чисто формальное существование атрибута, тогда как истинное существование, Сат, есть не атрибут, но сама субстанция. Оно есть васту. Реальность, таким образом, известна как Сат-Чит, Бытие-Сознание, и никогда как одно без другого. Мир не сознает своего существования и сам по себе не существует. Как же можно говорить, что мир реален? А какова природа этого мира? Она есть вечное изменение, непрерывное, бесконечное течение. Зависимый, несамосознающий, вечно изменчивый мир не может быть реальным. Мир считает реальным не только западная эмпирическая наука. Веды также дают тщательно разработанное космологическое описание мира и его происхождения. Разве они поступили бы так, если бы мир был нереален? Основная задача Вед - наделить вас знанием природы неразрушимого Атмана и возвестить, что "ТЫ ЕСТЬ ТО". Согласен. Но зачем они дают столь пространные космологические описания, если не считают мир реальным? Осуществляйте на практике то, с чем вы согласны в теории, а остальное отставьте. Шастры рассчитаны на всех искателей Истины, а у каждого из них свой склад ума. Поэтому то, с чем вы не можете согласиться, рассматривайте просто как артха-ваду, или дополнительный аргумент. > -------------------------------------------------------------------------------- IV. СЕРДЦЕ ЕСТЬ ИСТИННОЕ Я Шри Бхагаван говорит, что местопребыванием Сознания служит Сердце и что оно тождественно Истинному Я. Что подразумевается под "Сердцем"? Вопрос о Сердце возникает в связи с поиском Источника сознания. Для всех глубоко мыслящих умов исследование "Я" и его природы имеет неотразимое очарование. Называйте это любым именем - Бог, Истинное Я, Сердце или Исток Сознания - это все одно и то же. Важно уяснить следующее: "Сердце" представляет собой самое средоточие, сердцевину, центр существа, без которого оно не существует. Но Шри Бхагаван точно определяет месторасположение Сердца в физическом теле, а именно, что оно находится в грудной клетке, двумя пальцами правее средней линии груди [55]. Да, согласно свидетельствам мудрых здесь расположен Центр духовного опыта. Духовный Сердечный центр не следует путать с одноименным физическим мышечным органом, который перегоняет кровь. Это не орган тела. О Сердце можно сказать только, что Оно есть подлинное Ядро вашего существа, с которым вы на самом деле идентичны (что буквально и передается санскритским термином), бодрствуете ли вы, глубоко спите или видите сны, заняты ли работой или погружены в самадхи. В таком случае как оно может быть локализовано в какой-то части тела? Определение месторасположения Сердца означало бы попытку наложить физиологические ограничения на то, что лежит вне времени и пространства. Совершенно верно. Однако человек, который спрашивает о положении Сердца, полагает, что у него есть тело или что он находится в теле. Задавая сейчас вопрос, Не хотите ли вы сказать, что здесь находится только ваше тело, а вы, задавая сейчас свой вопрос о нем, говорите из какого-то другого места? Нет, вы принимаете свое физическое существование, и с этой точки зрения любые ссылки на физическое тело допустимы. В действительности чистое Сознание неделимо, у него нет частей, форм и состояний, "внутри" и "снаружи". Для него не существует "левого" и "правого". Чистое Сознание, которое и есть Сердце, включает в себя все, ибо нет ничего внешнего ему или отдельного от него. | ||
|