Библиотека >> Весть истины и пpямой путь к себе
Скачать 76.26 Кбайт Весть истины и пpямой путь к себе
)
В нем сильны характерные черты, обретенные им в последнем рождении, но они не проявятся сами иначе как в спокойном, неподвижном уме. Общеизвестно, что преднамеренные попытки оживить память зачастую терпят неудачу, тогда как в тихом и спокойном уме нечто вспыхивает самопроизвольно. Каким же образом мятежный ум можно сделать тихим и спокойным? Следует либо найти источник ума, чтобы тот растворился в нем, либо вверить себя Высшей Силе, чтобы он мог быть ею сражен. Самоотречение - это то же, что Самопознание. В обоих случаях с необходимостью предполагается контроль эго, ибо оно покорится только тогда, когда обнаружит Высшую Силу. Как мне уйти от мирской активности - сансары, которая кажется действительной причиной беспокойства ума? Не служит ли отречение эффективным средством обретения его неподвижности? Сансара существует только в вашем уме. Ведь это не мир открыто заявляет о себе, говоря: "Вот он я, мир". Если бы это делал он, то был бы здесь всегда, позволяя вам переживать его присутствие даже в глубоком сне. Однако поскольку в глубоком сне мир не воспринимается, он непостоянен, а будучи непостоянным, нуждается в субстанции, в Сути. Не имея самостоятельной реальности, не существуя отдельно от Я, он легко подчиняется Ему. Только Я постоянно. Отречение есть неотождествление Себя и не-Себя. Когда неведение, отождествляющее Себя и не-Себя, удалено, не-Я прекращает свое существование, и это есть истинное отречение. Можно ли действовать без привязанности даже в случае отсутствия такого отречения? Только познавший Себя, Атма-джняни может на самом деле действовать без привязанности, быть хорошим карма-йогином. Осуждает ли Бхагаван дуалистическую философию, двайту? Двайта может существовать только тогда когда вы отождествляете Себя и не-Себя. Адвайта же есть неотождествление. > -------------------------------------------------------------------------------- IV. БХАКТИ И ДЖНЯНА Шри Бхагаватам указывает путь обретения Кришны в Сердце поклонением всему и рассмотрением всего окружающего как Самого Господа. Лучший ли это из Путей, ведущих к Самопостижению? Не легче ли почитать Бога во всем, с чем бы ни столкнулся ум, нежели искать Над-умное [40] посредством мысленного вопрошания "Кто я?" Да, но когда вы видите Бога во всем, думаете ли вы о Боге или нет? Чтобы видеть Бога вокруг, вы должны, конечно, думать о Боге. Сохранение Бога в вашем уме становится медитацией, или дхьяной, а дхьяна выступает стадией, предшествующей Постижению. Постижение может быть только постижением Себя и в Себе. Оно не может быть отдельным от Себя, и дхьяна должна предшествовать ему. Делаете ли вы дхьяну на Боге или на Себе, это неважно, ибо цель одна. Какие бы средства вы ни использовали, вам не уйти от Себя. Вы хотите видеть Бога во всем, но не в себе? Если всё – это Бог, разве вы не включены в это всё? Будучи Богом, стоит ли удивляться, что всё есть Бог? Этот метод рекомендуется в Шри Бхагаватам, а кое-где предлагается и другими. Но даже для этой практики здесь должен быть видящий или мыслящий. Кто он? Как увидеть всепроникающего Бога? Видеть Бога значит БЫТЬ Богом. Не существует "всего" отдельно от Бога, ибо он проникает все. Только он, на самом деле, ЕСТЬ. Можем ли мы читать Гиту время от времени? [Это следует делать] всегда. В чем связь между джняной и бхакти? Вечное, непрерывное, естественное состояние пребывания в Себе – это джняна. Чтобы пребывать в Себе, вы должны любить Себя. Поскольку Бог воистину есть Собой, то любовь к Себе есть любовь к Богу, и это бхакти. Таким образом, джняна и бхакти – одно и то же. Когда я призываю имя Господа, выполняя нама-джапу в течение часа и более, то впадаю в состояние, подобное глубокому сну. При пробуждении я вспоминаю, что моя джапа была прервана, и начинаю снова. "Подобное глубокому сну" – это верно сказано. Это естественное состояние, но сейчас вы связаны с эго, а потому считаете естественное состояние чем-то таким, что прерывает вашу работу. Поэтому вы должны повторно переживать это до тех пор, пока не осознаете, что это и есть ваше естественное состояние. Тогда вы обнаружите, что сама джапа есть нечто постороннее, привнесенное; но она все еще будет продолжаться автоматически. Ваше нынешнее сомнение вызвано ложным отождествлением себя с умом, выполняющим джапу. Цель джапы – привязать ум к одной мысли, чтобы исключить все другие; она ведет к дхьяне, которая завершается Самопостижением, или джняной. Как мне следует выполнять нама-джапу? Нельзя произносить имя Бога механически и поверхностно, без чувства глубочайшей преданности. Упоминая имя Господа, должно призывать его, тоскуя и безоговорочно вверяя себя ему. Только после такого самоотречения имя Бога будет постоянно с вами. В чем же тогда необходимость вопрошания, или вичары? Самоотречение может быть эффективным лишь в том случае, если выполняется с полным пониманием смысла действительного самоотречения. | ||
|