Библиотека >> Весть истины и пpямой путь к себе
Скачать 76.26 Кбайт Весть истины и пpямой путь к себе
Чтобы мог прийти истинный ответ, ум должен не внушать его, а пребывать в безмолвии.
"Неправильно превращать вопрос "Кто я?" в заклинание. Задайте вопрос только раз и затем сосредоточьтесь на отыскании источника эго и предупреждении появления мыслей". Во время медитации не следует позволять уму внушать свои ответы, – такие, например, как "я Шива" [33]. Истинный ответ придет сам собой. Любой ответ эго будет неправильным. Эти утверждения и самовнушения могут быть полезны тем, кто пользуется другими методами, а не методом Самовопрошания. Если вы будете продолжать вопрошание, ответ придет". Ответ приходит как поток сознания, обращенный в Сердце, поначалу прерывистый и обретаемый напряженными усилиями. Hо постепенно он становится все более сильным и непрерывным, все более самопроизвольным; под его воздействием происходит приостановка мыслей и других движений, что приводит к разрушению эго, пока оно окончательно не исчезнет и на смену ему не придет уверенность в наличии чистого Сознания. Махарши учил, что Самовопрошание охватывает карма-маргу (путь Действия) так же, как и джняна-маргу (путь Знания), ибо должно применяться не только во время медитации, но и в гуще событий повседневной жизни, когда любые проявления эгоизма встречаются вопросом: "К кому относится удача или неудача, триумф или бедствие?" На этом Пути жизненные обстоятельства не препятствуют садхане, но становятся ее инструментом. Поэтому тех, кто спрашивал, должны ли они отречься от жизни в миру, он всегда отговаривал от этого шага, предписывая вместо этого выполнять свои жизненные обязанности без личной заинтересованности. Учение Махарши охватывает также путь Любви и Преданности. Махарши говорил: "Есть два пути: вопрошание "Кто я?" и самоотречение". В другом случае он сказал: "Вверьте мне себя, и я сражу ум". Многие люди с любовью следовали этому пути вверения себя ему, который вел к той же цели. Он говорил: "Бог, Гуру и Истинное Я в действительности не различны, но тождественны". Те, кто следовал пути Самовопрошания, искали Себя внутри, другие – на пути Любви – вверяли себя Гуру, проявленному вовне. Но оба Пути вели к одному. Теперь более, чем когда-либо его почитателям ясно, что Махарши оставил свое тело и стал Внутренним Гуру в Сердце каждого из них. Таким образом, Махарши открывал тем, кто обращался к нему, новый интегральный путь. Древний путь Самовопрошания был чистой джняна-маргой, основанной на безмолвной медитации в отшельничестве; более того, Мудрецы считали этот Путь непригодным в кали-югу – темную в духовном отношении эпоху, в которой мы живем. То, что сделал Бхагаван, было не столько реставрацией старого, сколько созданием нового Пути, приспособленного к условиям нашего времени, – Пути, которому можно следовать в условиях большого города или семейной жизни с не меньшим успехом, чем в лесу или пустыне. Махарши писал очень мало. Почти все написанное им – ответ на запросы некоторых учеников, удовлетворяющий их духовные потребности. Он учил, главным образом, посредством огромной энергии Духовного Безмолвия. Это, конечно, не значит, что он не желал отвечать на поставленные вопросы. Если он чувствовал, что вопросы эти продиктованы не праздным любопытством, а искренним стремлением к Знанию, то отвечал на них устно и письменно; но сущностью обучения было безмолвное влияние на Сердце. Это было необычным для Учителя – открыто описывать метод садханы словесно и письменно, как практиковал Шри Бхагаван [34]. Методы не разглашались потому, что они становились эффективными лишь тогда, когда передавались ученикам в ходе непосредственного наставления от Гуру. Шри Бхагаван сам подтвердил правомочность этой всеобщей традиции, согласно которой метод садханы имеет силу только в том случае, если предписан Гуру. На вопрос, принесут ли ученику пользу мантры, подобранные кое-как, он ответил: "Нет, он должен быть в них посвящен". Почему же тогда он открыто объяснял вичару, а иногда даже отсылал посетителей к письменным разъяснениям в своих книгах? Единственный ответ состоит в том, что он не просто Гуру для немногих, кто имел возможность физически встретиться с ним в Тируваннамалае. Он был наделен особыми полномочиями. В этот духовно темный век, когда искателей много, а Гуру – очень редок и найти его нелегко, Бхагаван сам принял на Земле форму Сад-Гуру, Истинного Учителя для тех, кто внутренне обратится к нему. Он провозгласил садхану доступной для всех, кто откроется его благодати и найдет ее приемлемой для себя. На использование вичары не было ограничений не только для посетителей Тируваннамалая, но и для индуистов в целом. Учение Шри Бхагавана явно провозгласило то, что было скрытой сущностью всех религий. Адвайта, доктрина недвойственности – центральный постулат даосизма и буддизма, а доктрина Внутреннего Гуру есть учение "Христос внутри вас" [35], восстановленное со всей полнотой его понимания. Вичара проникает к окончательной истине Ислама, что нет бога, кроме Бога, – что нет я, но есть Я. Шри Бхагаван был выше различий между религиями. | ||
|