Библиотека >> Весть истины и пpямой путь к себе
Скачать 76.26 Кбайт Весть истины и пpямой путь к себе
Что вы действительно не сознаете во время глубокого сна, так это существование своего тела. Вы смешиваете это временное сознавание тела с вечным сознаванием истинного Себя. Праджняна, Исток ощущения "себя", живет постоянно и не зависит от трех преходящих состояний ума, позволяя вам тем самым неизменно сохранять свою самотождественность. Более того, Праджняна превосходит упомянутые три состояния, поскольку может жить без них и несмотря на них. Это и есть Реальность, которую вам надлежит искать в так называемом бодрствующем состоянии путем прослеживания Ахам-вритти вплоть до ее Истока. Интенсивная практика в данном направлении обнаружит, что ум и три его состояния нереальны, и что Вы есть вечное, безграничное Сознание чистого Бытия, называемое также Сердцем или Истинным Я. > -------------------------------------------------------------------------------- Часть Вторая: ПРЯМОЙ ПУТЬ К СЕБЕ КТО Я? В основе этого произведения - ответы Бхагавана Шри Рамана Махарши на вопросы одного из первых его учеников, Шивапракашама Пиллая [61]. Последний привел в порядок вопросы и ответы, тщательно их обработал и представил Бхагавану для одобрения. Затем они были опубликованы в виде связного изложения, статьи. В настоящей книге принята первоначальная редакция. Поскольку все живые существа желают быть счастливыми и не страдать, поскольку каждый с чрезвычайной любовью относится к самому себе и поскольку только счастье - причина любви, то для достижения этого счастья, которое есть природой каждого и которое каждый испытывает в состоянии глубокого сна, где ум безмолвствует, человеку следует познать самого себя. Основным средством для этого служит путь Знания, поиск ответа на вопрос "Кто я?". 1. Кто Я? Грубое тело, которое состоит из семи компонентов [62] (дхату), - это не Я; пять чувственных органов познания, т.е. слух, осязание, зрение, вкус и обоняние, которые воспринимают соответствующие объекты, т.е. звук, фактуру, цвет, вкус и запах - это не Я; пять органов движения, т.е. органы речи, передвижения, хватания, выделения и воспроизведения, которые осуществляют соответствующие функции речи, передвижения, хватания, выделения и наслаждения, - это не Я; пять жизненных сил, т.е. прана и т.д. [63], которые выполняют пять соответствующих функций, а именно вдыхание и т.д., - это не Я; даже ум, который мыслит, - это не Я; также и неведение [64], которое наделено лишь остаточными впечатлениями об объектах, и не имеет ни объектов, ни функций, - это не Я. 2. Если все это не Я, то кто Я? Я - это Сознавание, которое остается после отрицания всего вышеупомянутого как "не того". 3. Какова природа этого Сознавания? Природой этого Сознавания есть бытие-сознание-блаженство. 4. Когда будет достигнуто постижение Себя? Постижение Себя, зрящего, произойдет тогда, когда устранен мир, зримое. 5. До тех пор, пока остается мир (полагаемый реальным), постижения Себя не будет? Не будет. 6. Почему? Зрящий и объект зрения подобны веревке и змее. Как знание о том, что это веревка, не придет до тех пор, пока не уйдет ложное знание об иллюзорной змее, так и постижение Себя не будет достигнуто до тех пор, пока не будет устранена вера в реальность мира. 7. Когда будет устранен зримый объективный мир? Мир исчезнет тогда, когда успокоится ум, - причина всех восприятий и действий. 8. Какова природа ума? То, что называют "умом", - это чудесная сила, которая обитает в Я. Она вызывает появление всевозможных мыслей. Отдельно от мыслей ум не существует. Поэтому природой ума есть мысль. Отдельно от мыслей не существует и независимой сущности, именуемой "миром". В глубоком сне нет ни мыслей, ни мира. В состояниях бодрствования и сна со сновидениями есть и мысли, и мир. Как паук выпускает из себя паутинку и потом втягивает её в себя, так и ум сотворяет из себя мир, а затем растворяет его в себе. Когда ум выходит из Я, появляется мир. Поэтому когда мир видим (словно реальный), Я невидимо, а когда появляется Я, мир в Его сиянии невидим. Когда настойчиво вопрошают о природе ума, он сходит на нет, и после него остается только Я. То, на что указывают как на Себя, - это Атман. Ум всегда существует лишь в связи с чем-то грубым;сам по себе существовать он не может. Именно ум называют тонким телом или душой (дживой). 9. Каков путь исследования для понимания природы ума? То, что возникает в этом теле как "я", есть ум. Если же исследовать, где в теле впервые возникает мысль "я" [65], то обнаруживается, что она появляется в Сердце. Именно в НЕМ первоисточник ума. Даже если человек будет постоянно думать "я", "я", то он обязательно придет к этому месту. Из всех мыслей, возникающих в уме, мысль "я" - самая первая, и лишь за ней поднимаются другие мысли. | ||
|