Библиотека >> Избранное: социология музыки
Скачать 504.23 Кбайт Избранное: социология музыки
21 Альтерация — повышение или понижение звука без изменения его названия. 22 Контрапункт — сочетание нескольких одновременно звучащих самостоятельных голосов. 23 Матиас Клаудиус (1740-1811) — немецкий поэт. 24 Терция — интервал, состоящий из трех ступеней; большая терция содержит 2 тона и входит в мажорное трезвучие, малая терция содержит I1/2 тона и составляет часть минорного трезвучия. 25 Мазетто, Церлина, Оттавио, донна Анна — персонажи оперы Моцарта “Дон Жуан”. 26 Да Понте — автор либретто оперы “Дон Жуан”. 27 Рококо — стиль европейского искусства в первой половине XVIII в. 28 Фридерика Брион — дочь пастора в Зезенгейме, возлюбленная молодого Гёте в годы его пребывания в Страсбурге. 29 Элиас Канетти (1905-1994) — австрийский писатель, живший в Лондоне, лауреат Нобелевской премии. Книга “Масса и власть” издана в 1960 г. 30 Агата — героиня оперы Вебера “Волшебный стрелок”. 31 “Свадьба Фигаро” — опера Моцарта (1786). 32 Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787) — немецкий композитор, один из реформаторов оперы XVIII в. Оперы Глюка: “Орфей и Эвридика”, “Альцеста”, “Парис и Елена”, “Ифигения в Авлиде”, “Армида”, “Ифигения в Тавриде”. 33 Гектор Луи Берлиоз (1803-1869) — французский композитор, дирижер, создатель романтической программной симфонии. Его произведения: “Фантастическая симфония”, “Реквием” и др. 34 Графиня и Сюзанна — Агата и Энхен — противопоставление двух пар действующих лиц в “Свадьбе Фигаро” и “Волшебном стрелке” на основе шиллеровского определения сентиментальной и наивной поэзии. (См. “О наивной и сентиментальной поэзии” — Ф.Шиллер. Собр. Соч. в семи томах. Т. 6, М., 1957). 35 Тремоло — быстрое чередование одного или двух соседних звуков. 36 Пиццикато — игра на смычковых инструментах щипком, задевая струну пальцем, звук получается отрывистым и более тихим, чем при игре смычком. 37Сильная и слабая доли такта, ударная (акцентированная) и неударная доли такта. 38Густав Малер (1860-1911) — австрийский композитор и дирижер, крупнейший симфонист конца XIX-XX в. Произведения: 9 симфоний (Десятая сохранилась в отрывках), “Песнь о Земле”, циклы песен. 38 Зингшпиль — немецкая и австрийская комическая опера, в которой прозаические диалоги чередуются с пением и танцами. Расцвет зингшпиля относится к середине и второй половине XVIII в. 274 40 “Волшебная флейта” — опера Моцарта (1791). 41 Opera seria — серьезная опера. 42 Зарастро и Папагено — персонажи в “Волшебной флейте” Моцарта. 43 “Фиделио” — единственная опера Бетховена (1805). 44 Каспар — персонаж в “Вольном стрелке”. 45 флейта пикколо — малая флейта, более высокого звучания, чем большая флейта. 46Хорал — церковное песнопение, одноголосное или многоголосное. 47 Стаккато — отрывистое исполнение звуков. 48 Органный пункт — звук, тянущийся или повторяющийся в басу при одновременном движении верхних голосов. 49 Рихард Штраус (1864-1949) — немецкий композитор и дирижер. Симфонические поэмы: “Дон Жуан”, “Тиль Уленшпигель”, “Дон Кихот”. Оперы: “Саломея”, “Электра”, “Кавалер розы”. 50 Жан Поль (Иоганн Пауль Фридрих Рихтер) (1763-1825) — видный немецкий писатель, связанный с романтическим движением Германии; в годы наполеоновских войн — публицист. Творчество Жан Поля складывалось в традициях сентиментального романа и просветительской сатиры. Романы: “Зибенкез”, “Титан” и др. 51 Жак Оффенбах (1819-1880) — французский композитор, один из основоположников классической оперетты. 52 Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822) — немецкий писатель-романтик, композитор, художник, основоположник музыкальной эстетики и критики. Его произведения отличаются тонкой иронией и фантазией. Его перу принадлежит множество рассказов и романы (“Золотой горшок” и “Житейские воззрения кота Мурра”). Поэтические образы Гофмана использовали помимо Оффенбаха Шуман в “Крейслериане”, Чайковский в “Щелкунчике” и Хиндемит в “Кардильяке”. 53 Гофман введен как действующее лицо в оперу Оффенбаха. 54 Креспель, Антони, Джульетта и другие названные в статье лица — персонажи оперы “Сказки Гофмана”. 55 Клавираусцуг — фортепианное переложение партитуры оперы. 56 Лейтмотив — тема или мотив, служащий характеристикой действующего лица оперы или иного музыкального произведения, звучащий при его появлении. 56 “Крошка Цахес” — рассказ Гофмана. 58 Дуоли и триоли — ритмические фигуры. 59 Венерина гора в опере Вагнера “Тангейзер”. 60 Ферруччо Бузони (1866-1924) — итальянский пианист, композитор, музыкальный писатель. 61 Остинато — многократно повторяющийся мелодический или ритмический оборот. 62 “Гибель богов” — заключительная часть тетралогии “Кольцо Нибелунгов” (1854-1874) (“Золото Рейна”, “Валькирия”, Зигфрид”, ”Гибель богов”). 63 Людвиг Уланд (1787-1862) — немецкий поэт-романтик. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
| ||
|