Библиотека >> Историко-критическое введение в философию мифологии

Скачать 179.57 Кбайт
Историко-критическое введение в философию мифологии



Было бы весьма желательно, чтобы кто-нибудь из ближе стоящих к нему людей
попытался вразумительным образом изложить самую суть его взглядов на
мифологию. Для меня это было невозможно, если принять во внимание известный
характер его сочинений; потому его имя и нельзя было упомянуть - ни раньше,
в связи с разбором разных взглядов, ни тогда, когда речь шла о взгляде
мистическом. И лишь одно смею допускать, опираясь на всю взаимосвязь его
образа мыслей в более раннее время, когда писались его мифологические
труды: он полагал в основу мифологии более углубленный монотеизм или, лучше
сказать, пантеизм, а не просто монотеизм исторический. Не забудем ему
этого, если даже никто не мог извлечь для себя пользы из его изложения,
если даже никто не мог чувствовать себя действительно продвинутым благодаря
ему.

Но особая удача ожидала мифологию, когда после ряда преходящих и лишенных
всякого воздействия фигур на ней сосредоточил свои усилия Ф. Крейцер; его
классически прекрасное изложение, его великолепная подлинная ученость,
опирающаяся на глубокое и центральное воззрение, распространяли и
утверждали в самых широких кругах убеждение в необходимости более высокого
взгляда на мифологию, более высокой трактовки ее.

Плоский доморощенный взгляд, все еще сохранявшийся в известных ученых
кругах, не мог не восстать на него; этот взгляд не мог уже надеяться
обрести в наше время новых приспешников, однако мог рассчитывать на то,
чтобы, пользуясь устарелыми клеветническими аргументами, бросить тень
подозрения на любые попытки рассматривать мифологию под более высоким углом
зрения и увязывать ее с общими исследованиями,- бросить на них тень
подозрения в глазах менее образованной и менее смыслящей части публики.
Однако вся эта дурная возня имела, напротив, то последствие, что и эта
часть научной деятельности, до того протекавшей в изоляции, по большей
части в цеховой замкнутости, включилась теперь во всеобщее движение, в
великую научную борьбу нашего времени; люди почувствовали, что, когда
решается такой вопрос, речь тут идет не об одной только мифологии.

Спор об истоке, значении и трактовке мифологии явил слишком очевидную
аналогию тому спору, который одновременно велся в других областях и касался
вопросов самой высшей и всеобщей важности, чтобы участие, вызванное
последним, не распространилось бы и на первый. Если любая наука может
поздравить себя со вступлением в круг высшей научной литературы, то
мифология, особенно после трудов Крейцера, может пользоваться тем
преимуществом, что отныне она принадлежит к тем предметам, к которым, к
исследованию которых никто уже не может оставаться равнодушным - никто из
людей способных, привычных ясно видеть великие, предрешающие судьбу
человечества проблемы. Если же наш предшествующий опыт самым определенным
образом показал нам, что удовлетворительного и убедительного для всех
завершения всего нашего исследования нельзя достичь, пользуясь лишь
эмпирическими и случайными гипотезами, что результата, который не зависел
бы от индивидуального образа мыслей, можно ожидать лишь при том условии,
что нам удастся возвести мифологию к предпосылкам всеобщего порядка и
вывести ее из них как необходимое следствие, то тем самым идея философии
мифологии выступает теперь одновременно обоснованной и с внешней стороны -
временем и всеми прежними исканиями.

Но поступательное движение вперед в одном направлении невозможно, если оно
не будет в большей или меньшей степени ощущаться другими направлениями.
Так, философия мифологии не может возникнуть, не воздействуя расширительно
на другие научные дисциплины. В качестве таковых первыми выступают
философия истории и философия религии. В следующей лекции речь и должна
пойти о том воздействии, которое уже сейчас оказывает на эти науки наш
предварительно полученный результат.



ДЕСЯТАЯ ЛЕКЦИЯ



Взаимосвязь философии мифологии с другими научными дисциплинами и важность
ее 1) для философии истории; 2) для философии искусства; 3) для философии
религии.



Когда в круг известных и признанных дисциплин входит новая наука, она сама
обнаружит в них точки, к каким примкнет,- ее тут как будто ждали.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100