Библиотека >> Историко-критическое введение в философию мифологии

Скачать 179.57 Кбайт
Историко-критическое введение в философию мифологии

5, 15). Поэтому Лютер переводит
правильно - "самый древний народ"; olam - время, когда не было народов. В
том же смысле ранее упомянутый фрагмент говорит о праисторических героях и
"сильных" людях, что они славны mе olam, т. е. с того времени, после
которого возникли народы. Иисус Навин говорит сынам Израилевым: ваши отцы
жили по ту сторону Евфрата (Нав. 24, 2) me olam, т. е. с того времени,
после которого возникли народы. Там, по ту сторону Евфрата, застает их
первое историческое время, первое, какое ведомо людям. Итак, El olam - это
Бог, который был не с того времени, но уже в то время, когда не было еще
народов, Бог, прежде которого не было никакого иного, о возникновении
которого не ведает никто, абсолютно первый - "незапамятный" Бог.
Противоположность этому Богу, El olam,- Elohim chadaschim, "новые" Боги,
которые существуют не "издавна", а возникли только теперь (Втор. 32, 17).
Так и для Авраама Бог истинный - не вечен в метафизическом смысле, это для
него Бог, о начале которого нет никакого ведения.

Для него Бог истинный - тот же, что и Е1 olam, тот же, что и "Бог неба и
земли", ибо именно как таковой он почитался ранее как общий для всего
человеческого рода Бог. Для Авраама Иегова - не материально иной, чем этот,
он для него лишь истинный Бог неба и земли. Когда Авраам заставляет
клясться старшего раба своего, что тот не возьмет сыну его жены из дочерей
язычников (Быт. 24, 3), он говорит так: "Клянись мне Господом, Богом неба и
Богом земли". Значит, Иегова для него - общий для всего более древнего
человеческого рода. Вот личность, еще принадлежащая тому же роду,- это
Мелхиседек, царь Салимский, "священник Бога Всевышнего" (14, 18), т. е.
Бога El eljon, под именем какого он еще упоминается и во фрагментах
Санхониатона,- Бога "Владыки неба и земли" (14, 19). Все замечательно в
этой личности, выступающей из мрака праистории,- и его собственное имя, и
название земли и места, где он царствует. Слова "sedek", "saddik" означают
также и праведного, праведность, однако первоначальный их смысл, как можно
судить по арабскому,- это твердость, неподвижность. "Мелхиседек" значит
неподвижный, т. е. тот, кто неподвижно остается при одном, едином. Это же
значение и в слове "salem", которым обычно пользуются, чтобы сказать, что
некий муж всецело, т.е. нераздельно, пребывает с Богом, или "ходит пред
Богом" (Быт. 5, 22; 6, 9). От того же слова образованы слова "ислам",
"мослем". Ислам означает не что иное, как целую, нераздельную религию;
мослем значит "всецело преданный единому". И все позднейшее начинаешь
понимать, когда понял древнейшее. Люди, оспаривающие монотеизм Авраама или
считающие мифом весь рассказ о нем, вероятно, никогда не размышляли об
успехах ислама - о столь ужасающем преуспеянии той части человечества, что
на тысячелетия отстала в развитии от тех, кого ислам побеждал и покорял;
лишь чудовищной мощью прошлого можно объяснить эти успехи, мощью, какая,
восстав вновь, разрушительно и опустошительно внедрилась во все то, что тем
временем стало и сложилось. Мохаммедово учение о единстве Бога никогда не
произвело бы такого переворота, если бы оно с изначальных времен не жило в
этих сыновьях Агари, мимо которых, не оставив следа, прошло все время,
разделяющее их родоначальника и Мохаммеда. С христианством же возникла
религия, которая не просто исключала политеизм, как исключал его иудаизм.
Как раз в той самой точке развития, где было преодолено косное,
одностороннее единство, вновь суждено было воспрянуть древней, первозданной
религии в ее фанатической слепоте, коль скоро она и не могла предстать иной
в несравненно более развитую эпоху. То была реакция не только против
кумиропоклонения части арабов во времена Мохаммеда - той части, что
продолжала вести кочевой образ жизни, но и против мнимого многобожия
христианства, которому Мохаммед противопоставил косного, неподвижного Бога
праистории. Все тут взаимосвязано - закон Моисеев воспретил его
приверженцам вино, подобно тому как отвергали его рехавиты.

Вот, стало быть, этому царю Салимскому, "священнику Бога всевышнего", и
подчиняет себя Авраам, ибо сам Иегова есть лишь опосредованное им,
прабожеством, явление. Авраам покорствует Мелхиседеку, давая ему "десятую
часть из всего" (14, 20). Так время более юное, но благочестивое всегда
почитает прежнее время - как бы более близкое к истоку. Мелхиседек же прямо
выходит из того рода, просто, без сомнений и без различении преданного
прабожеству, в неведении своем почитающего в нем истинного Бога,- в
сравнении с тем родом Авраам в чем-то чувствует себя не столь чистым: ведь
он не был свободен от искушений, каким уступили народы, хотя сам он выстоял
и вынес отсюда понятие об отличенном и познанном Боге истинном. Мелхиседек
же в свою очередь выносит Аврааму хлеб и вино (14, 18) - знаки ново

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100