Библиотека >> Историко-критическое введение в философию мифологии

Скачать 179.57 Кбайт
Историко-критическое введение в философию мифологии

Можно либо, в полном согласии с Крейцером, сказать:
человечество разделилось на народы, и монотеизм не мог уже существовать,
поскольку господствовавшее до той поры учение затемнялось и все более
разнообразилось по мере удаления народов от первоистока. Либо с тем же
правом можно сказать: возникавший политеизм послужил причиной разделения
народов. И нам нужно выбрать между этими двумя возможностями, чтобы все не
осталось в колеблющемся, неверном состоянии.

Решение же вопроса зависит от следующего. Если политеизм был только
следствием разделения народов, то надо искать иную причину разделения, т.
е. необходимо исследовать, есть ли вообще таковая, а это значит, что мы
должны исследовать и решить вопрос, к которому давно уже подводит нас сам
материал,- какова причина разделения человечества на отдельные народы?
Прежние способы объяснения уже принимали существование народов за данность.
Но как же возникли народы? Можно ли думать, что столь обширное и всеобщее
явление, как мифология и политеизм, или - здесь впервые уместно это
выражение - язычество,- можно ли, повторяю я, думать, что столь мощное
явление постижимо вне всеобщей взаимосвязи великих событий, затронувших
вообще все человечество? А это значит, что вопрос о происхождении народов -
не надуманный, не произвольный, мы подведены к нему всем ходом наших
рассуждений, а потому он необходим и неизбежен, и мы можем радоваться тому,
что этот вопрос выводит нас из тесного пространства наших разысканий и
переносит нас в более широкую, всеобщую область исследования - она и
обещает нам всеобщие, высшие результаты.






Лекция 5

ПЯТАЯ ЛЕКЦИЯ




Физические гипотезы относительно возникновения народов,- Связь этой
проблемы с вопросом о различии рас.- Причина разделения народов - духовный
кризис, доказываемый на основании узла связей, существующих между
разделением народов и возникновением языков,- Кн. Бытия, II.-Объяснение
кризиса и позитивной причины возникновения народов.- Средство
воспрепятствовать распадению на отдельные народы - поддерживать сознание
единства (праисторические монументы. Вавилонская башня).



Как возникли народы? Кто считает этот вопрос излишним, должен был бы
выставить такое положение: народы существуют испокон века. Или же иное:
народы возникают сами собою. На первое вряд ли кто отважится. А утверждать,
что народы возникают сами собою, можно попробовать: пусть они возникают
вследствие постоянного умножения человеческих родов, вследствие чего они
вообще населяют все большее пространство, а, кроме того, генеалогические
линии все более расходятся между собой. Однако все это вело бы к
возникновению колен, а не народов. Можно было бы сказать так: сильно
разросшиеся колена принуждены разделиться и поселиться на удаленных друг от
друга местах, по мере чего они отвыкают друг от друга. Однако и от этого
они еще не делаются разными народами, если только иные привходящие моменты
не превратят каждый такой осколок племени в народ, ведь колена еще не
превращаются в народы от одного внешнего размежевания. Убедительнейший
пример - огромные расстояния, разделяющие арабов Запада и Востока.
Отделенные от соплеменников морями, арабы в Африке, за вычетом немногих
нюансов общего языка и общих нравов, и сегодня остаются теми же, что и их
соплеменники в Аравийской пустыне. И наоборот: единство племени не
препятствует его разобщению и складыванию отдельных народов - в
доказательство того, что здесь должен привходить независимый, отличный от
происхождения момент, чтобы возник народ.

Пространственное разобщение родит лишь однородные - не неоднородные части,
подобно народам, которые начиная с момента своего возникновения и физически
и духовно неоднородны. В историческую эпоху мы наблюдаем: один народ теснит
другой, заставляет его сосредоточиваться на более узком пространстве, даже
совсем покинуть первоначальные места жительства, и, однако, изгнанный,
занесенный вдаль народ не утрачивает своего характера и не перестает быть
все тем же самым народом. Среди арабских племен - тех, что живут у себя на
родине, и тех, что кочуют в центре Африки, прозываясь по имени своих
родоначальников и тем различаясь между собой,- бывают и взаимные стычки,
схватки, но они, эти племена, не превращаются от этого в отдельные народы и
не перестают быть гомогенной массой,- так на море часты штормы, они
вздымают гигантские волны, а спустя короткое время поверхность вод вновь
спокойна, как прежде, не видно и следа бурь, все остается прежним; так
смерч поднимает песок пустыни, собирает его в столпы, несущие разрушение, а
вскоре песок опять лежит ровно, как прежде.

Внутреннее и в силу этого необратимое, непререкаемое разделение народов не
может быть произведено ни чисто внешними, ни чисто природными событиями,
как можно думать поначалу.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100