Библиотека >> Историко-критическое введение в философию мифологии

Скачать 179.57 Кбайт
Историко-критическое введение в философию мифологии

По всей вероятности,
религия этого народа заключалась в грубо природном суеверии, какое
покоилось на представлении о невидимых и находящихся в связи с явлениями
природы существах. Ведь и помимо этого с ростом силы мысли отдельные люди
начинают замечать, что так называемые Боги - не что иное, как природа и ее
силы; тогда-то и возникает основанное на наблюдении природы, свободное от
любого религиозного элемента знание, которое основатели его сообщают
народу, с тем чтобы раз и навсегда освободить его от всяких представлений о
Богах. А при этом неожиданным образом выясняется, почему мифология до сих
пор оставалась чем-то непостижимым, ведь ее всегда объясняли обратным
путем, выводя из представлений о Богах, теперь же открывается нечто
совершенно новое и поразительное, а именно то, что она была изобретена,
чтобы положить конец любым религиозным представлениям, и изобретена как раз
теми, кто лучше других знал, что на свете нет никаких Богов.

Если бы благородное намерение изобретателя теогонии, какое приписывает ему
Герман, осуществилось, то филантроп наших дней мог бы порадоваться тому,
что в седой древности мы вместо суеверных идолопоклонников встречаем
вольное племя людей, которое все познает естественным путем и совершенно
свободно от любых иллюзий сверхъестественного. Еще можно понять - хотя это
и не просто,- как и почему не удалось осуществить намерение изобретателей
мифологии: ведь они хотя и изложили народу свое учение, однако непостижимым
образом позабыли предпослать своему изложению объяснение своих чисто
грамматических персонификаций, тогда как ведь народ сам был исполнен
представлений о незримых, стоящих за любыми природными явлениями
существах,- они, изобретатели, предоставили самому народу либо проникнуть в
подлинный смысл мифологии, либо же, неверно поняв ее, впасть в самообман;
вот народ и принимает силы природы, названные личными именами, за реальных
лиц, "не думая при их назывании ни о чем ином". Но вот что народ не просто
неверно понимает их учение, а это неверно понятое (хотя ничто не принуждало
его к этому!) принимает вместо тех незримых существ, какие находились в
связи с явлениями природы и потому обладали значением, что народ позволяет
возложить на себя бремя совершенно непонятных лиц или, лучше сказать,
бессмысленных имен,- все это настолько превосходит всякую вероятность, что
мы воздержимся от того, чтобы последовать за достопочтенным изобретателем в
его дальнейших объяснениях. Мы и без того уделили его гипотезе внимание
лишь потому, что, во-первых, она последняя, какая вообще возможна в данном
направлении, и обладает тем достоинством, что если предполагать в мифологии
научное содержание, то невозможно идти еще дальше; во-вторых, в ней есть
нечто важное для нас - филологический фундамент и бесспорная истинность
исходного наблюдения, потому что мы никоим образом не можем допустить,
чтобы мнение такого мужа не заключало в основе своей чего-то истинного и
верного, ведь и изложил он его не в шутку, как угодно было посчитать
некоторым (что для него оскорбительно), но со всей той серьезностью, какая
очевидна в любом его труде, и все разработав с мыслимой тщательностью.

Мы можем видеть его заслугу уже в том, что внимание было привлечено к поэме
Гесиода, замечательному и загадочному созданию древности, привлечено прежде
всего к его научной стороне, которая оставалась малоисследованной. Научное
значение имен - это Герман заметил не первым, однако он развеял всякие
сомнения на этот счет - есть факт, мимо которого не может пройти, которого
не может не объяснять теория, претендующая на полноту; именно то самое, над
чем некоторые коллеги знаменитого человека сочли возможным поиздеваться,
именно это пользование знаниями языка в высших целях вызывает
признательность подлинного исследователя.

И в главном наблюдении, от которого пошло все остальное, мы не можем не
согласиться с ним вполне - это констатация философского сознания, которое
столь определенно и недвусмысленно выступает особенно в начале "Теогонии".
И ошибочное начинается лишь с того момента, когда Герман выражает
готовность приписать такое научное сознание вымышленному прасоздателю поэмы
(которого, как мы уже говорили, мы должны искать на отдаленном Востоке)
вместо реального создателя поэмы, дошедшей до нас в первоначальном виде,
пусть несколько спутанном и искаженном вставками и позднейшими
дополнениями, т. е. вместо самого Гесиода. Вот только из-за этой своей
поспешности Герман и не заметил многого из того, что не согласуется с его
теорией и сразу же бросается в глаза, а именно что как раз в начале поэмы
содержится много абстрактного, безличного и потому совершенно
немифологического материала: ведь если Гея производит на свет, без
содействия Урана, большие горы (o u r e a m a k r a ), то эти горы еще не
становятся "личностями" оттого, что мы напишем их с заглавной буквы.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100