Библиотека >> Историко-критическое введение в философию мифологии

Скачать 179.57 Кбайт
Историко-критическое введение в философию мифологии

Если же принять такую силу, то мы уже не вправе говорить о
ней, что она просто слабеет со временем,- если даже так, то для этого нужен
иной, независимый от нее реальный второй принцип, который подрывал бы, а
потом и совсем преодолевал бы ее. Возникновение народов - это не такое
событие, какое, на основе существовавших условий, с самого начала сама
спокойная последовательность развития повлекла бы за собой,- нет, это
событие, которое прерывает прежний ход вещей и начинает совершенно новый
порядок. Переход от гомогенного бытия к более высокому и развитому, когда
уже существуют народы, т. е. наделенные духовными различиями целостности,
не совершается сам собою, как не совершается сам собою, например, переход
от неорганической природы к органической; оба процесса вполне сопоставимы.
Ведь если в неорганическом царстве все тела покоятся в общем для них
тяготении и даже теплота, электричество и все тому подобное продолжают
оставаться общими для них, то вместе с органическими существами возникают
самостоятельные центры, существующие для себя, которые всем названным
владеют как своим собственным,- овладевая тяготением, они даже пользуются
им как свободной силой движения.

Итак, принцип, который удерживал человечество в единстве, не мог быть
принципом абсолютным, он должен был быть таким, за которым мог бы
последовать иной, какой приводил бы его в движение, преобразовывал, в конце
концов совершенно одолевал.

Однако, как только такой второй принцип начинает оказывать свое воздействие
на человечество, сразу же, словно единым махом, полагаются все возможные
(благодаря такому отношению) в человечестве различия - возможные как в
ближайшем, так и в более отдаленном смысле, различия, и признака которых не
было прежде. Ближайшая причина всех различении такова - недвижимый дотоле
Бог А, будучи вынужден принимать определения со стороны иного, не может
оставаться тем же самым и, вступая в конфликт с этим иным, неизбежно
переходит от одного облика к другому, принимает то одно, то другое обличье
в зависимости от того, как Бог В овладевает им. Вполне возможно, что даже
Боги греческой теогонии, которых мы до сих пор рассматривали как примеры
последовательно выступающих Богов (Уран, Кронос, Зевс), на деле суть лишь
различные облики, какие последовательно принимает единый, или первый, Бог,
и что второй, который вынуждает его проходить сквозь все эти облики, есть
Бог, стоящий совершенно вне всего этого ряда,- имя которого не было до сих
пор произнесено. Но как только положен первый облик Бога, то вместе с этим
положены и все последующие - пусть как более отдаленные возможности.
Различным обликам Бога соответствуют столь же различные, материально
разнствующие учения о Богах, все они равно наличествуют вместе с появлением
второго принципа, наличествуют потенциально, хотя они и не могут выступить
все сразу, но выступают реально лишь по мере того, как это допускает, или
по мере того, как им уступает поступательно преодолеваемый, все же
удерживающий при себе человечество Бог. Различным учениям о Богах
соответствуют разные народы; и народы эти тоже потенциально наличествуют
вместе с появлением второй причины, хотя и они не могут выступить все
сразу, но вступают в реальность в некоторой размеренной последовательности.
Сукцессивность - последование, присущее политеизму,- разводит народы и в
том, что касается их появления в истории, их вступления в историю. Пока не
наступает момент, который должен представлять, репрезентировать вот этот
народ, народ остается в своем потенциальном состоянии частью еще не
определившегося, не разрешившегося, хотя и предназначенного к разложению на
отдельные народы человечества; мы видели, что пеласги, прежде чем
превратиться в эллинов, пребывали в таком состоянии неразрешенности.
Поскольку, однако, кризис (действие второй причины), будучи всеобщим,
распространяется на все человечество, то народ, приберегаемый для
позднейшей эпохи и для более позднего решения, все равно проходит через все
его моменты - хотя не как реальный народ, но как часть еще не
разрешившегося человечества. Только так и возможно, чтобы уделенные
различным народам моменты соединялись в завершенной мифологии - в сознании
самого последнего народа.

Вы видите: благодаря такому взгляду на движение, берущее начало в
относительном монотеизме, сам процесс возникновения как различных учений о
Богах, так и параллельных им народов обретает совсем иной и более
определенный вид, нежели просто расхождение изначального монотеизма.
Убедитесь и в том, что наше исследование продвигается вперед - мы постигаем
теперь не только возникновение народов вообще, но и их последовательное
появление.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100