Библиотека >> Историко-критическое введение в философию мифологии

Скачать 179.57 Кбайт
Историко-критическое введение в философию мифологии



Сознание же было затронуто (что и имело следствием смешение языка), и
затронуто не просто поверхностно,- оно было затронуто в своем принципе, в
своем основании и - чтобы могло наступить предполагаемое следствие,
смешение языков на месте единого для всех языка,- было потрясено в том, что
служило прежде общим для людей и объединяло все человечество; духовная сила
заколебалась - духовная сила, препятствовавшая до той поры центробежному
движению и сохранявшая человечество в совершенной, абсолютной однородности,
невзирая на разделение на колена, чисто внешнее дотоле различение.

Духовная сила производила все это. Потому что пребывание в единстве и
нераспадение человечества тоже требует для своего объяснения позитивной
причины - не только последующее распадение. Какой срок отведем мы этому
гомогенному человечеству, безразлично в той мере, в какой время, когда
ничего не происходит, сохраняет лишь значение исходной точки, чистого
terminus a quo, с какого начинают вести счет, но в каком по-настоящему нет
времени, т. е. последовательности различных времен. Тем не менее мы должны
отвести какой-то срок этому единообразному времени,- длительность
пребывания нельзя мыслить помимо силы, которая предотвращала бы любое
центробежное развитие. Если же спросить, какая духовная сила была
достаточно мощной, чтобы сохранять человечество в неподвижности, то
непосредственно можно усмотреть то, что это был принцип, и притом единый
принцип, которым было всецело полонено сознание людей, который
исключительно владел им, ибо если бы два принципа делили между собой
господство над сознанием людей, то в человечестве непременно возникли бы
различия, потому что человечество неизбежно распределялось бы между ними.
Далее, таким принципом, не оставлявшим места для чего-либо иного в
сознании, не допускавшим ничего иного, помимо самого себя, мог быть лишь
Бог - Бог, заполнявший собою сознание, общий для всего человечества, как бы
втягивавший все человечество в свое собственное единство и воспрещавший
человечеству всякое движение, всякое отклонение - "влево" или "вправо", как
нередко говорится в Ветхом завете; лишь такой Бог мог придать длительность
пребывания абсолютной неподвижности, замершему на месте развитию.

Подобно тому, далее, как нельзя было более решительно, нежели абсолютным
единством Бога, какой владел человечеством, сводить в единство и удерживать
в неподвижном покое человечество, так, с другой стороны, нельзя помыслить
потрясение более глубокое и мощное, нежели то, какое должно было произойти,
когда неподвижное до той поры Единое вдруг само пришло в движение, а то
было неизбежно, как только иные Боги внедрились в сознание или выступили в
нем. Этот политеизм, как бы он ни начался (более конкретное объяснение пока
невозможно), сделал невозможным единство человеческого рода. Итак,
политеизм - вот разлагающее средство, которое попало внутрь гомогенного
человечества. Различные, расходящиеся между собой, впоследствии даже
исключающие друг друга учения о Богах - вот безотказное орудие разделения
народов. Если и можно придумать иные причины - после всего рассмотренного
мы сомневаемся в этом,- которые привели к распаду человечества, тем
началом, какое должно было повлечь за собой, неудержимо и беспрекословно,
разделение, а потом и полное размежевание народов, был решительный
политеизм и неотделимое от него различие несовместимых друг с другом учений
о Богах. Тот самый Бог, который в своей несокрушимой самотождественности
поддерживал единство, должен был - не равный себе самому, переменчивый -
рассеяться в человеческом роде, который прежде собирал воедино; как в своей
тождественности он был причиной единства, так теперь, в своей
множественности, он стал причиной для того, чтобы народы рассеивались.

Этот самый внутренний процесс, правда, не определяется так в Моисеевой
традиции, однако если эта традиция называет лишь более близкую причину
(смешение языков) , то она по крайней мере указывает на причину отдаленную
и окончательную (возникновение политеизма). Из всех этих указаний упомянем
пока лишь одно - местом смешения языков традиция называет Вавилон, т. е.
место будущего большого города, который во всем Ветхом завете имеет
значение начала и первого местопребывания решительного, неудержимо
распространявшегося политеизма; пророк говорит: "Вавилон был золотою чашею
в руке Господа, опьянявшею всю землю; народы пили из нее вино и
безумствовали" (Иер. 51, 7). Вполне независимая историческая наука -
впоследствии мы убедимся в этом - тоже приводит нас к тому, что именно в
Вавилоне совершился переход к подлинному политеизму.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100