Библиотека >> Историко-критическое введение в философию мифологии

Скачать 179.57 Кбайт
Историко-критическое введение в философию мифологии



Следовать такому методу одновременно значило бы пройти всеми ступенями
философского исследования мифологии, потому что философское исследование -
это, вообще говоря, всякое такое, которое поднимается над простым фактом,
т. е. в данном случае над существованием мифологии, и задается вопросом о
природе, о сущности мифологии, тогда как просто ученое, или историческое,
исследование довольствуется тем, что констатирует данные мифологии. Задача
этого последнего исследования состоит в том, чтобы подтвердить наличие
данных фактов (заключающихся здесь в представлениях) теми средствами, какие
находятся в его распоряжении,- в виде реально существующих либо в противном
случае исторически засвидетельствованных действий и обрядов, немых
памятников (храмов, статуй) или говорящих источников - письменных
документов, которые либо сами вращаются в кругу названных представлений,
либо же являют их наличие.

Философ не будет непосредственно вторгаться в эти дела исторического
исследования и, напротив, будет предполагать, что в главном и основном
задачи такого исследования выполнены, в самом крайнем случае он займется
этими делами, если окажется, что исследователи древности не должным образом
выполняли свою задачу или не довели свое дело до конца.

Кстати говоря, пройти всеми возможными, различными взглядами - значит
обрести еще одно преимущество. Ведь и исследование мифологии должно было
пережить ученические годы, оно лишь последовательно, шаг за шагом
расширялось, и лишь постепенно перед исследователем, одна за другой,
выступали различные стороны предмета. Даже и то обстоятельство, что мы
говорим не о мифологии такой-то и такой-то, но о мифологии вообще, о
мифологии как всеобщем явлении, предполагает не просто знание разных
мифологий (знание, приобретавшееся медленно и постепенно) , но и уже
усвоенный вывод о том, что всякой мифологии присуще нечто общее, в чем все
они согласуются между собою. И так, коль скоро мимо нас пройдут различные
взгляды на предмет, нам явятся, одна за другой, и все стороны предмета, так
что, собственно говоря, мы лишь в самом конце будем знать, что такое
мифология, ибо ведь понятие, из которого мы исходим, естественно, поначалу
будет лишь внешним и чисто номинальным.

Далее, чтобы заранее договориться между собой, нужно заметить, что
мифология мыслится как целое и мы задаемся вопросом о природе этого целого
(т. е. начинаем не с отдельных представлений), поэтому нам повсюду важно
пра-вещество. Само слово, как известно, пришло к нам от греков; греки
разумели под ним, в самом широком смысле, целое, образованное характерными
для них сказаниями и повествованиями, в главном и основном выходящими за
пределы исторического времени. Однако в этом целом различают две весьма
различные составные части. Дело в том, что некоторые сказания хотя и
выходят за пределы исторического времени, но застревают в доисторическом,
т. е. содержат деяния и события человеческого племени, хотя и наделенного
более высокими силами и природой. А кроме этого к мифологии причисляют и
все то, что, очевидно, является поэзией - выведенной из мифологии и
опирающейся на нее. Однако само ядро, вокруг какого оседает все подобное,
само правещество, состоит из событий и происшествий, которые принадлежат
совсем иному порядку вещей, нежели историческому, нежели даже
человеческому; герои этих событий - Боги, некоторое, как представляется,
неопределенное множество почитаемых в религии личностей, составляющих
особый мир, который хотя и находится в многообразных отношениях с обычным
порядком вещей, с человеческим существованием, однако сущностно обособлен
от него,- это мир Богов. Если подчеркивать, что таких почитаемых религией
существ много, то мифология выступает как политеизм, и этот момент, который
первым делом бросается в глаза, мы назовем политеистическим. В силу
сказанного мифология - это, в общем, учение о Богах.

Однако все личности мыслятся здесь в известных естественных и исторических
отношениях друг к другу. Кронос - сын Урана - это естественное отношение;
когда же он оскопляет отца и лишает его мирового господства, это
историческое отношение. Поскольку, однако, естественные отношения - это
тоже исторические отношения в более широком смысле слова, то достаточно
будет назвать такой момент историческим.

При этом надо, однако, напомнить, что Боги отнюдь не наличествуют
абстрактно - вне своих исторических связей; это мифологические Боги, и,
следовательно, они по своей природе, с самого начала,- исторические
существа. Поэтому полное понятие мифологии состоит в том, что это не только
учение о Богах, но и история Богов, или, как это называется по-гречески,
где подчеркнут лишь естественный момент, теогония.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100