Библиотека >> Прогулка скептика, или аллеи вступление.
Скачать 63.7 Кбайт Прогулка скептика, или аллеи вступление.
.. но молчу: вы и так понимаете меня. Я слишком презираю ваших вожатых, чтобы использовать их авторитет против вас. Но какую пользу можете вы извлечь из баснословных рассказов, которыми полна эта книга? Как? Вы верите и хотите заставить верить других в самые невероятные факты со слов писателей, умерших более 2000 лет назад, хотя знаете, что ваши современники обманывают вас каждодневно насчет событий, которые происходят у вас на глазах и которые вы можете проверить?! Вы сами, когда рассказываете много раз о каком-нибудь известном вам и заинтересовавшем вас факте,— вы сами прибавляете, убавляете, без конца меняете подробности, так что против ваших слов приводят ваши же слова и еле могут разобраться в ваших противоречивых суждениях. И после этого вы воображаете, что можете отчетливо читать во мраке минувших веков и без труда согласовывать сомнительные сообщения ваших первых вожатых! Да ведь это значит относиться к ним с большей почтительностью, чем та, на какую вы могли бы притязать сами: вы решительно не считаетесь со своим самолюбием.
21. — Не говори об этом, чудовище! — воскликнул слепец.— Это главный виновник пятен, которые ты видишь на наших платьях, и семя высокомерия мешает и тебе обуздать твой разум. О, если бы ты сумел смирить его, как мы! Ты видишь эту власяницу? Не хочешь ли испробовать ее? А вот это бич одного великого служителя государя; дай я стегну тебя им несколько раз для спасения твоей души! Если бы ты знал сладость этих истязаний! Как они благотворны для солдата! Через очищение они ведут к озарению, а затем к соединению. Но что я делаю, безумец? Я говорю с тобой языком героев, и, чтобы наказать себя за это святотатство и пробудить в тебе дар разума... 22. Тут засвистела плеть и кровь полилась ручьями. — Несчастный! — вскричал философ.— Какое безумие овладело тобой? Если бы я был менее жалостлив, я расхохотался бы над подобным зрелищем. Я посмотрел бы на тебя, как на слепого, который терзает свое тело, чтобы вернуть зрение пациенту Жандрона, или как на Санчо, который бичует себя, чтобы разрушить чары Дульсинеи. Но ты человек, и я тоже. Остановись, мой друг: твое самолюбие, которое ты думаешь укротить этой варварской экзекуцией, находит в ней удовлетворение и не сгибается под твоим бичом. Опусти свою руку и выслушай меня. Уродуя изображение вице-короля, разве ты оказал бы ему большую честь? И если бы ты вздумал заняться этим делом, не был бы ты тотчас же схвачен телохранителями военного совета и брошен в тюрьму на весь остаток твоих дней? Ты видишь, я рассуждаю, исходя из твоих же принципов. Внешние знаки почитания венценосцев имеют своим единственным основанием их гордость, которую приходится ублажать, или, может быть, фактическую бедственность их положения, от которой их надо избавить. Но ведь твой государь наслаждается высшим блаженством. Если он довлеет себе, как ты утверждаешь, то к чему твои обеты, молитвы и все твои корчи? Либо он знает заранее твои желания, либо они ему вовсе неизвестны; и если он их знает, он уже раз и навсегда решил выполнить их или отвергнуть; твои докучливые мольбы не вырвут из его рук даров, и вопли твои не ускорят их ниспослание. 23. — А! Я начинаю догадываться, кто ты,— ответил слепец.— Твоя система стремится разрушить миллион величественных зданий, взломать двери наших вольеров, превратить наших вожатых в земледельцев или солдат, привести в нищенское состояние Рим, Анкону и Компостеллу,— откуда я заключаю, что ты хочешь уничтожить всякое общество. 24. — Ты заключаешь неправильно,— возразил наш друг,— я хочу уничтожить только злоупотребление. Существовали большие общественные союзы без всех этих принадлежностей, да и сейчас найдется не одно благоустроенное общество, не знающее даже их названий. Если ты сопоставишь всех этих людей с теми, которые хвастаются тем, что знают твоего государя, и если разберешься в ошибочности или противоречивости всего того, что эти последние говорят о нем, ты придешь к гораздо более правильному заключению, что никакого государя не существует. В самом деле, знал ли бы ты своего отца, если бы он всегда жил в Куско, а ты в Мадриде и если бы он сообщил тебе только самые сомнительные сведения о своем существовании? 25. — Но что бы я думал о нем,— возразил слепец,— если бы он дал мне в пользование какую-нибудь часть своего достояния? А ты согласишься со мной, что я получил в дар от великого духа способность мыслить, рассуждать. Я мыслю, следовательно, я существую. Я не сам дал себе бытие. Следовательно, я получил его от другого, и этот другой и есть государь. 26. — Ну, с этой точки зрения,— сказал обитатель аллеи каштанов, рассмеявшись,— сразу видно, что твой отец обездолил тебя. Но возьмем разум, которым ты так хвалишься,— какое применение ты ему находишь? В твоих руках это совершенно бесполезное орудие. Вечно опекаемый твоими вожатыми, он годится лишь на то, чтобы привести тебя в отчаяние. Из их речей, которые ты принимаешь за пророчества, твой разум узнает о каком-то своенравном повелителе, которого ты тщетно пытаешься умилостивить своим упорством в борьбе с этими терниями, скалами и трясинами. | ||
|