Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме

Скачать 130.13 Кбайт
Проблема диалектики в немецком идеализме



Мы не будем дальше рассматривать содержание практической философии: таких важных для нас моментов, как проблема истории, вопрос о свободе и необходимости, мы коснемся при разборе гегелевской философии.

§63. Синтез теоретической и практической философии. Романтизм. Необходимость трихотомии, которая заложена в природе трансцендентальной философии и на которую указывал Кант в "Критике способности суждения", оказалась присущей диалектическому методу вообще и в частности трансцендентальному идеализму Шеллинга. "Вышедший" из Фихте трансцендентальный идеализм "не забывает" Канта и ориентируется на упомянутую "Критику...". "Artige Bemerkung", в котором высказана мысль, что форма трихотомии, возможно, станет высшей формой науки и вообще познания, очевидно, заключало в себе весьма важное замечание: трансцендентальной философии такую форму, после Канта, впервые придал Шеллинг. Взаимоотношение бесконечного и конечного требовало третьего момента и, подобно Канту, это третье Шеллинг открыл в искусстве. В своей теоретической деятельности субъект заключает в себе определенную необходимость и, конечен; в своей практической деятельности субъект свободен, является носителем принципа целесобразности и бесконечен в процессе осуществления цели. Действие субъекта одновременно и объективно и субъективно. Субъект с самого начала и в конечном итоге представляет собой тождество всех этих пар" Каким образом возможно для самого субъекта согласование, вернее тождество свободы и необходимости, субъективного и объективного, конечного и бесконечного? То, что субъект таков, это очевидно. Каким способом субъект становится таковым для себя, т.е. благодаря какому средству познает он себя таковым? Решение этой проблемы интересно постольку, поскольку здесь должен закончиться диалектический процесс и в искусстве должен осуществиться высший синтез. Для нашей проблемы не представляет интереса содержание философии искусства. Любопытна лишь форма синтеза. В произведении искусства субъект должен вернуться к самому себе, с тем, чтобы диалектический процесс закончился. Возвращение назад представляет собой прохождение первого пути в обратном направлении. Первым путем создавался конечный объект, но само действие, посредством которого создавался объект, было бесконечным, реальным, бессознательным. В произведении искусства господствует целесообразность, действие здесь сознательно и конечно. Но в произведении искусства подразумевается целая бесконечность. Вся действительность есть произведение искусства субъекта. При создавании этого произведения субъект бесконечен и бессознателен. Интеллектуальная (гениальная) интуиция направлена на самое себя. В искусстве субъект сознательно производит то же самое: посредством созерцания искусства субъект созерцает свою бесконечность, поскольку подлинное произведение искусства бесконечно. Интеллектуальная интуиция, субъективная в первой половине своего пути, теперь становится объективной. Объективностью интеллектуальной интуиции завершается самоосуществление и самопознание субъекта.

Нашей целью не является изложение философии и новой эстетики Шеллинга. Отметим только, что учение о гениальной интуиции и теория гения составляют тот момент в философии Шеллинга, который направлен против одной из главных характерных черт немецкого идеализма: системности и связанного с ней диалектического метода. Это – один из тех пунктов, в которых Гегель отойдет от Шеллинга, с тем, чтобы со всей своей проницательностью и иронией разрушить увиденные во "сне" картины.

С этой концепцией связана судьба диалектики романтизма. Общая основная точка зрения немецкого идеализма на субстанцию как на безусловный субъект является основой романтизма60. Романтики также придерживались теории выхода субъекта из самого себя и его возвращения. Интересно, что в силу отождествления философии и искусства с субъектом, со всей очевидностью проявляющегося уже в системе Шеллинга, романтизм вместо субъекта говорит о философии, а вместо философии – об идеализме (ибо подлинная философия, безусловно, есть идеализм); так рассуждает, например, Фр. Шлегель в своем "Разговоре о поэзии": "Der Idealismus in jeder Form muss auf eine oder andere Art aus sich herausgehen, um in sich zurьckkehren zu kцnnen und zu bleiben was er ist". Романтизму так же присуща своеобразная диалектика, отрицание формальной логики и т.д. Но в данном исследовании мы не можем задаться целью разобрать мировоззрение романтизма: романтизм представляет собой настолько цельное явление, что без обстоятельного анализа романтического мировоззрения было бы трудно выделить из него моменты диалектического метода.

IV. ПРОБЛЕМА ДИАЛЕКТИКИ В ФИЛОСОФИИ ТОЖДЕСТВА
§64. Задача философии тождества. Философская система абсолютного тождества имеет целью примирение двух противоположных полюсов, представляющих собой, с одной стороны, натурфилософию, а, с другой, трансцендентальный идеализм. Первая точка зрения как будто бы реалистична: исходя из природы и признавая приоритет природы перед сознанием, натурфилософия достигает сознания и полагает, что сознание представляет собой высшую ступень развития природы.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84