Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме

Скачать 130.13 Кбайт
Проблема диалектики в немецком идеализме

Немецкий идеализм верит, что эта действительность есть заполненная ценностями действительность и что поэтому она есть выражение каких-то ценностей. Отсюда следует: действительность есть выражение (sich offenbaren) абсолютного, бесконечного. Для такого выражения недостаточно, чтобы абсолютное в самом себе узрело только и непосредственно самого себя; тогда действительность не возникнет, а будет только тождественным с самим собой абсолютным, которое лишено бесконечности – ибо в чем состоит его бесконечность, если оно есть и непосредственно знает, что есть; в таком случае в нем уже нет основы для развития действительности, саморазвития и познания; в этом случае абсолютное уже не есть философия. Приблизительно такова критика, посредством которой Гегель разрушает систему тождества Шеллинга. Возможно, действительно, система Шеллинга, в конечном счете, в своем завершении и целостности порождает такое впечатление, однако исходный пункт, постановка проблемы в системе Шеллинга осознает, что в абсолютном должен содержаться отличный от абсолютного момент, в бесконечном – момент конечного, что без этого противоречия и противоположности невозможно развитие и существование действительности; Шеллинг знает, что объективное, предмет, действительность возникает потому, что "в самом божестве есть момент, который не есть божество", что в свободе есть момент необходимости и в необходимости – момент свободы. Диалектический процесс глубже понят Шеллингом в трансцендентальном идеализме, чем Фихте при решении этой же проблемы. Теоретическое и практическое "Я", конечное и бесконечное, свободное и необходимое действие субъекта должны быть примирены в "третьем", которое выражает их целостность и которое представляет собой эстетическое действие "Я".

Мы не рассматриваем здесь систему трансцендентального идеализма в ее целостности. Отметим только, что поставленная Шеллингом проблема уже была частично решена у Фихте. Правда, Фихте и Шеллинг в значительной степени расходятся: расхождение имеет место как в содержании, так и с точки зрения изложения. Многое, что было непонятно у Фихте, в учении Шеллинга становится совершенно ясным: при рассмотрении диалектики Фихте в нескольких местах мы ссылались на шеллинговское понимание. Но для открытия новых моментов диалектического метода нет нужды в изложении всей системы. Как и в других случаях, здесь мы отберем из трансцендентального идеализма лишь пригодные для наших целей моменты.

§61. Рассудок, разум, интеллектуальная интуиция. Исходным пунктом философии, согласно Фихте44, является "Я". "Я" не отличается от мыслительного воспроизведения "Я". Мыслительное воспроизведение "Я" и само "Я" означают одно и то же45. "Я" в мысли есть объект, но это не так с самого начала: "Я" есть, объект, т.е. он становится объектом, поскольку он мыслит самого себя. "Я" есть объект не для чего-то внешнего, чужого, а для самого себя, для "Я". Все остальное есть объект не для самого себя, а именно для иного. "Я" есть чистый акт, чистое действие (Tun), которое выступает в качестве объекта самого себя. Мыслить "Я" и сама мысль – одно и то же. "Я" созерцает самого себя как объект, и это его созерцание само есть его объект; интуиция и предмет интуиции, акт и результат этого акта – тождественны. Такая интуиция не может быть чувственной. Она отличается от чувственной, интуиции; она – интеллектуальная интуиция. Интеллектуальной интуицией объясняется то, что "Я" есть познание, создающее в процессе познания самого себя как объект45. Интеллектуальная интуиция есть орган трансцендентального мышления. В качестве характерного момента идеалистической диалектики всегда выступает интеллектуальная интуиция. Интеллектуальная интуиция воспринимает предмет не только со стороны материала; в интеллектуальной интуиции дан весь предмет, ибо этой интуицией и создается этот предмет. Это создание предмета есть реконструкция предмета в действительности, а форма этой реконструкции и материал не отличаются друг от друга. Ведь "Я" создает самого себя посредством того, что оно воспринимает самого себя в интеллектуальной интуиции: в процессе рефлексии на самого себя он становится субъектом.

Кант отверг интеллектуальную интуицию, и это сделало непонятным возможность философского познания. Если бы логика математики и математического естествознания, составляющая цель "Критики чистого разума", была безупречной, в целостной системе теории познания она все же была бы недостаточной: Кант не рефлектировал на философское познание; он обошел проблему логики философии, возможно и не заметил ее. Это и имеется в виду в высказывании Фихте о том, что Кант не сделал свою философию предметом философского анализа. Действительно, для познания философского познания, т.е. для самопознания "Критики чистого разума", следовало бы снова поставить проблему формы и содержания. Положительное решение проблемы философской логики в идеалистической диалектике было возможно двумя путями. Первый – это путь дуализма формы и материала, при котором обычная форма и чувственный материал представляют собой элементы научного познания, а в философском познании материалом послужит внечувственный материал.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84