Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме

Скачать 130.13 Кбайт
Проблема диалектики в немецком идеализме

Так как категории применимы только к явлениям, то ясно, что отличная от "Я" "вещь в себе", представляющая собой причину наших ощущений, не должна существовать. "Такой абсурд, – пишет Фихте, – я не могу приписать ни одному человеку, обладающему разумом; тем более не могу приписать его Канту. Пока Кант сам не заявит, что ощущение он выводит из воздействия "вещи в себе", или, используя его же терминологию, что в философии ощущение мы должны объяснить при помощи "вещи в себе", существующей вне нас, я не поверю в то, что рассказывают о Канте его интерпретаторы. Если же Кант сделает такое заявление, то "Критику чистого разума" я посчитал бы результатом непонятной случайности, а не творением разума"15.

Могут указать на те места из "Критики чистого разума", продолжает Фихте, где Кант явно утверждает, что вещь дается нам посредством аффекции на чувственность. Догматизм пытается найти в "Критике..." подтверждения своих положений. Но что утверждается Кантом в действительности, что значит данность вещи посредством аффекции? Вещь – это то, читаем в "Критике...", что разум присоединяет к явлению, когда он многообразие объединяет в целостность сознания. То, что разум прибавляет к явлению, есть лишь мысль. Нечто, являющееся только мыслью, осуществляет аффекцию, т.е. вещь мыслится как то, что совершает аффекцию.16 Разумеется, все наше познание начинается с аффекции, но не с аффекции, произведенной предметом. Так думает Кант, это же утверждается в Wissenschaftslehre17. Существует только субъект и решительно все, в частности и проблема "вещи в себе" и аффекции, должно быть понято исходя из субъекта. Ниже мы увидим, что аффекция – деятельность субъекта, ограничивающая его собственную деятельность с целью установления диалектического отношения между конечным и бесконечным субъектами.

Аффекция – необходимый момент существования субъекта, т.к. субъект есть не только an sich, но и fьr sich. После устранения существующей независимо от субъекта вещи остается только субъект, являющийся исходной точкой философии Фихте. Первое введение в "Wissenschaftslehre" начинается следующими словами; "Размышляй о себе, отвертись от всего и загляни в свою сущность. Этого требует философия от своего ученика. Суждение касается тебя, а не того, что находится вне тебя"18. Эти слова сближают Фихте с Гегелем, согласно которому полнота действительности заключена в субъекте. Цель философии – исследовать основу всего опыта19, из чего следует, что ее объект должен находиться вне опыта. Конечный разум имеет дело с опытом, но он обладает также способностью абстракции; в опыте вещь, которая независима от нашей свободы и к которой направлено познание, связана с интеллигенцией, которая должна познавать. Философу, совершившему абстракцию от вещи, для объяснения опыта остается лишь интеллигенция, философу же, совершившему абстракцию от интеллигенции, – "вещь в себе"20. Первая абстракция – метод идеалистической философии, вторая – догматической21. Возможны лишь эти две философские системы22. Все, что переживается субъектом, является объектом сознания. Этот объект либо создан субъектом, интеллигенцией, либо существует независимо от него. В первом случае мы имеем дело с субъектом, с "Я". "Я" является объектом идеализма23. Догматизм, совпадающий с материализмом,24 и идеализм являются двумя противоречащими точками зрения. Они отрицают друг друга, т.к. в них признаются принципы, контрадикторно противоречащие друг другу. Но ни догматизм не может быть опровергнут идеализмом, ни идеализм – догматизмом, т.к. предметом спора между ними являются исходные принципы, а всякое отрицание этих принципов содержит в себе petitio principii25.

С спекулятивной точки зрения обе системы имеют одинаковую ценность. Предмет спора заключается в вопросе о том, как же нам быть: пожертвовать независимостью "Я" ради независимости вещи или наоборот – пожертвовать независимостью вещи ради независимости "Я"26. Не существует логического решения этой проблемы, так как невозможно логически оценить догматизм и идеализм. Для оценки требуется принцип, стоящий выше оцениваемых принципов, но высшие принципы идеализма и догматизма ясны: "Я" в себе и "вещь в себе". Склонность и интерес – конечные мотивы выбора одного из них27. В зависимости от того, каков человек, он выбирает ту или иную философскую систему28.

Либо идеализм и вместе с ним свободное и творческое "Я", либо догматизм и "вещь в себе", свидетельствующая об ограниченности нашей свободы, – такова альтернатива.

Хотя в конечном счете этот вопрос решается на основе склонности, указанную альтернативу можно рассмотреть и с другой точки зрения. Согласно догматизму причина явлений – "вещь в себе". Явление – необходимое следствие ее действия. В мире, который мыслится догматизмом, между явлениями существует только необходимая причинно-следственная связь. В нем взаимоотношения явлений определяются только категориями причины и следствия. Закон причинности подразумевает лишь реальный ряд. Согласно этому закону вещь есть только в себе (an sich). Поэтому догматизм не пригоден для объяснения проблемы познания29.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84