Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме

Скачать 130.13 Кбайт
Проблема диалектики в немецком идеализме

Говоря словами Гегеля, одна "проникает" (Durchdringen) в другую. Разумеется, связь между монадами Лейбница отличается от связи, характерной для диалектики. О понятии Durchdringen-a мы обстоятельно будем говорить при рассмотрении гегелевской диалектики. Здесь следует отметить, что Шеллингом развито понятие связи, которое занимает промежуточное место между теорией Лейбница и гегелевским пониманием. В каждом явлении, как члене целостности, подразумевается вся эта целостность.

Каждый продукт есть конечное, но в нем сконцентрирована бесконечная продукция природы. Поэтому в нем заложено стремление к бесконечному. Природа есть осуществление борьбы моментов конечного и бесконечного32. Продукт развивает в себе первоначальную бесконечность; продукт конечен, но своим развитием он пытается преодолеть эту бесконечность. Природа в каждой своей точке бесконечна33. Каждый пункт природы есть продукт природы; и во всех этих продуктах природа бесконечна и во всех этих продуктах есть зародыш универсума34.

"В Италии один путешественник заметил, что на большом обелиске Рима можно продемонстрировать всю мировую историю; то же самое можно сказать о каждом продукте истории. Всякий минерал есть фрагмент истории природы... Ее (Земли) история вплетена в историю всей природы..." и так, одной цепью, связан весь универсум35.

Вторым моментом, достойным внимания, является момент развития. Здесь, в этот период, влияние Лейбница оказалось настолько большим, что ценность диалектического процесса в системе Шеллинга почти свелась на нет. С одной стороны, вся природа представляет собой бесконечное развитие, конечная цель которого состоит в самопознании, в бытии в качестве субъекта. Субъект, который сначала есть объект, является в виде природы и затем только проявляет в процессе развития свою субъективность и возвращается к самому себе. В этом состоит подлинный диалектический процесс, по словам Шеллинга, – "динамический процесс". Но при более близком рассмотрении оказывается, что этот процесс вовсе не имеет "процессуального" характера. Ступени развития образуют не эпохи, периоды, а именно ступени в подлинном смысле этого слова; они существуют одновременно, образуя целую лестницу, где одна ступень не вытекает из другой, а представляет собой "следующую" ступень. Диалектический и динамический процессы оказываются как бы мертвыми, неподвижными. Ступени, вопреки взгляду Шеллинга, как бы совершенно независимы друг от друга, они дискретны. Постепенность развития существует лишь в познании, в реконструкции развития. Диалектическая борьба в каждом продукте природы ограничена самим продуктом. Нетрудно уяснить, как рушится все диалектическое здание, если мы придерживаемся подобной точки зрения. Понятие момента, диалектического "взаимопроникновения" почти снимается при подобном взгляде. Хотя каждый последующий продукт – последующий, как существующий наряду с предыдущим, как следующая ступень одной и той же лестницы – снимает в себе предыдущий продукт, примиряет существующие в нем противоречивые силы, превращая этот продукт и существующие в нем силы в моменты, однако, наряду с существованием первого продукта и его сил во втором продукте в качестве моментов, существует также первый продукт со своими противоречивыми силами, не как момент другой, более высокой целостности, а как нечто внешнее по отношению к ней и независимое от нее. Это подразумевается Шеллингом, когда он утверждает, что ступени являются не периодами, а только категориями36.

§58. Диалектика в обновленной натурфилософии. Теперь мы можем рассмотреть другую сторону натурфилософии. Мы уже знаем, что природа созидает самое себя. Природа – субъект. Это – основная мысль Шеллинга, отмеченная нами в начале мимоходом. Субъект должен познать самого себя, иначе он не будет субъектом. Но для познания самого себя, он должен стать объектом, т.е. он сначала должен сформироваться, развиться как объект и только после этого, в высшей потенции этого развития, сможет он познать самого себя, т.е. превратиться в субъект. Природа, как таковая, не есть поначалу субъект, но она не есть также только объект. Она – чистый субъект-объект. Здесь мы не обращаем внимания на туманное учение Шеллинга о действующем вне субъекта моменте интеллектуальной интуиции. Для нас он не имеет существенного значения. Мы лишь коротко коснемся переработанной натурфилософии: рассмотрим лишь важные для нашей проблемы идеи.

Чистый субъект-объект является абсолютной индифферентностью. В нем пока нет никакого различия. Абсолютная индифферентность есть принцип развития: она сама является абсолютной, абсолютом. Стимулом его развития является самопознание, превращение в субъект. Без абсолюта ничего не существует: ясно, что познать его может только он сам. Абсолютное, как познающее и познанное, является субъектом. Как познаваемое, оно есть объект. Но оно есть и познание и познаваемое, ибо оно познает самого себя: оно есть абсолютное тождество субъекта и объекта. Объект – это тот же абсолют, и самопознание абсолюта означает, что целью существования этого объекта является его самопознание. Природа познает самое себя.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84