Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме

Скачать 130.13 Кбайт
Проблема диалектики в немецком идеализме

Следовательно, оказывается, что третьим моментом является стремление к тождеству, к индифферентности28. Здесь следует обратить внимание на один момент, который не получил полного развития у Шеллинга и только у Гегеля обрел адекватное выражение. Речь идет о понятии Aufheben-a. "То третье" ("jenes Dritte") снимает противоречие. Снятие у Гегеля означает не только снятие, уничтожение; как мы убедимся впоследствии, снятие означает и сохранение снятого. Шеллинг так же не считает, что "то третье" совершенно снимает противоречие и противоположность. Предпосылкой "третьего" является первоначальная противоположность. С другой стороны, "то третье" само является предпосылкой противоречия29. Поэтому полное, абсолютное снятие противоречия невозможно30. Разумеется, неабсолютный характер "снятия" отличается у Шеллинга от гегелевского понимания, но следует отметить, что шеллинговская интерпретация Aufheben-a, безусловно, подразумевается в гегелевском понимании, можно сказать, что она является моментом последнего; говоря словами Гегеля, шеллинговская теория Aufheben-a сама снята в гегелевском понимании Aufheben-a, она отвергается как единственная возможность и сохранена как момент целостности. Дело в том, что, по мнению Шеллинга, полное, абсолютное снятие противоречия невозможно, ибо оно есть условие стремления к "третьему", к индифферентности; полное снятие противоречия означает снятие этого стремления. Поэтому если стремление к синтезу является характерной и постоянной чертой природы, очевидно, что полное снятие противоречий невозможно. Противоречие всегда должно быть, несмотря на то, что оно каждый раз снимается. Борьба противоположностей представляет собой бесконечный процесс (unendlich ist) и поэтому никакой синтез не есть последний31.

Мы полностью уясним одну сторону диалектического момента натурфилософии, если примем во внимание результат (Produkt) противоположных сил. Бесконечное действие, содержащее в глубине своей момент конечного, ограничивает свою бесконечность и становится объектом для самого себя. Уже в диалектике Фихте было обосновано подобное возникновение предмета, объекта. Каждой силе противостоит противоположная ей сила и эта коллизия сил дает нам предмет, продукт, материю. Для нас здесь не имеет никакого значения различение понятий материи и "продукта". Нас интересует шеллинговская диалектика, а не его натурфилософия вообще. Продукт есть синтез борьбы противоположных сил. В нем снята противоположность, но "то третье" никогда не снимет полностью и абсолютно противоречия. Поскольку снято противоречие сил, – а оно снято частично, – возникает продукт. Но в продукте противоречие не снято полностью; в нем еще происходит борьба противоречивых сил. Продукт не является устойчивым, он носит в себе противоречие, требует нового синтеза, т.е. должен возникнуть новый продукт, и так до бесконечности. Продукт природы каждый раз представляет собой целостность противоположных сил и находится в процессе бесконечного развития. Природа представляет собой бесконечное развитие и в процессе развития первым продуктом является материальная природа (органическая и неорганическая). Во избежание недоразумения нужно отметить следующее: при анализе противоположных и противоречивых сил Шеллинг указывает то на бесконечное, то на конечное действие, а иногда на силы репульсии и аттракции. Нас не должны вводить в заблуждение эти силовые пары. Дело в том, что – это было отмечено и выше в связи с разбором вопроса о дедукции материи – с трансцендентальной точки зрения (Фихте, Шеллинг) рассуждение всегда касается бесконечного и конечного действия. С точки же зрения натурфилософии, которая усматривает в природе динамические силы, эти силы принимают вид репульсии и аттракции.

Схема динамического процесса или развития природы содержит три ступени: 1) тождество, 2) различие в тождественном или дифференциация тождественного и 3) индифферентность. В процессе развития природы момент индифферентности – синтеза – не является раз и навсегда данным. Каждый момент индифферентности кладет начало дифференциации и т.д. Каждый момент индифферентности представляет собой определенную ступень, потенцию развития природы. Мы не станем рассматривать эти ступени; отметим только главные ступени динамического процесса материи: 1) магнетизм, 2) электричество, 3) химический процесс.

Обращают на себя внимание два момента этой теории. Оба связаны с лейбницевской монадологией. Известно, какое большое влияние оказала монадология Лейбница на взгляды Шеллинга и в особенности на его натурфилософию. Мы уже знаем, что согласно Шеллингу, в природе нет ни одного абсолютно независимого явления. Одно явление связано с другим и составляет вместе с ним целостность природы. Любопытен характер самой этой связи. Между явлениями существует не логическая или причинная, вернее не только логическая или причинная, по и диалектическая связь. Взаимосвязь монад в учении Лейбница, безусловно, является моментом диалектической связи. У Лейбница монады, лишенные дверей и окон, все же связаны между собой благодаря тому, что одна монада представляет все остальные, одна монада есть зеркало для других.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84