Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме

Скачать 130.13 Кбайт
Проблема диалектики в немецком идеализме

В диалектике Фихте этот момент развит я превращается в целую систему. То, что Маймон рассмотрел мимоходом и объявил моментом системы, в концепции Фихте становится содержанием системы: преобразование бесконечным "я" самого себя в конечное, преодоление этой конечности и возрождение своей бесконечности – вот все содержание концепции Фихте, его диалектического метода.

Вопрос о превращении этого момента в систему есть главный вопрос для Фихте. Его решение придает определенность идеалистической диалектике. Вопрос о системе и системности – Systemhaftigkeit (термин Гегеля) имеет важное значение для диалектического метода.

III. СИСТЕМНОСТЬ И МОНИЗМ КАК МОМЕНТЫ ДИАЛЕКТИКИ
§32. Трансцендентальная философия Канта и понятие системы. Перефразируя известное высказывание Фихте, можно сказать: диалектика может быть либо идеалистической, либо материалистической. В истории философии были попытки построения эклектических философских систем, однако такие теории логически не оправданы: диалектический метод может быть только методом строгой монистической системы. Либо материя с ее необходимым свойством – движением, и объяснение диалектической природы сознания на этой основе, либо сознание и его реализация в природе. Теория диалектики не имеет иного пути. Это требование последовательного монизма выражается в понятии системы, в понятии системности. "Наука (философия – К.Б.) должна существовать в виде системы", – говорит Гегель в "Феноменологии". Системность, как характерная черта теории диалектики45, свидетельствует о тенденции монистического мировоззрения. Причина того, что Кант не сумел завершить создание диалектического метода, кроется прежде всего в дуализме его системы.

Системе Канта в целом недостает системности. Разобщенные друг от друга понятия остаются таковыми до конца. Хотя различные способности познания во многих случаях выступают как члены единого трихотомического деления, однако более близкой связи между ними не существует. Трансцендентальная способность представления, связывающая чувственность с рассудком, только описана и охарактеризована. Вопрос же о том, как связаны между собой эти три способности, оставлен без ответа. Вне взаимной связи представлены также интуиция, рассудок и разум. Кант лишь перечисляет, описывает и выясняет значение и функции этих способностей, но почти везде игнорирует их связь с основным моментом, "силами", функциями которого являются они. Кант разыскивает их в "мешке души" (выражение Гегеля), но связи между ними не устанавливает, не создает из них систему. "Эти способности, просто перечисляются им, – говорит Гегель о Канте, – получаются им совершенно эмпирически: он не развивает их из понятия..."46.

Аналогично обстоит дело с отношением трансцендентального субъекта к категориям и основным положениям. Категории и основные положения являются функциями, спонтанными актами трансцендентального субъекта. Поэтому следовало бы их вывести, дедуцировать из основного пункта – в этом случае из понятия трансцендентального субъекта. Кант даже говорит, что все основные положения можно вывести из одного положения, но это заявление остается голословным. Он составил таблицу категорий с учетом видов суждений, перечисленных в традиционной логике, соответственно этой же таблице сформулировал основные положения так, будто они не имеют никакой связи с трансцендентальным субъектом, не являются его функциями.

По мнению Гегеля, Кант инстинктивно разделил всю систему по схеме тройственности. В своей системе "Кант... предначертал ритм познания... как некую всеобщую схему научного движения и повсюду устанавливал тезис, антитезис и синтез, как... способы проявления духа (Geist)... Кант исторически указал моменты целого и правильно их определил и различил; это – хорошее введение в философию. Недостаток кантовской философии состоит в том, что в ней выпадают друг из друга моменты абсолютной формы"47. Этим было выставлено требование логической последовательности, необходимо подразумевающее дедукцию отдельных моментов из целого. Все должно быть выведено и оправдано из субъекта, из "я" как целого. Фихте попытался выполнить это требование последовательности48.

Преодоление кантовского дуализма рассудка и чувственности не было достаточным условием для построения такой единой монистической системы, которая была бы пригодна в качестве основы идеалистической диалектики. Надо было показать субъект во всех своих функциях, дедуцировать всю действительность из субъекта. В таком случае, как было отмечено выше, дедукция принимает диалектический характер. Поэтому Гегель в своей "Истории философии" совершенно справедливо переходит от Канта непосредственно к Фихте, даже не упомянув Рейнгольда. Однако в немецком идеализме Рейнгольд был первым, кто заговорил о системности. Фихте дал диалектическое решение задачи, поставленной Рейнгольдом.

§33. Рейнгольд. Рейнгольд не разрабатывает новой философской точки зрения. Его цель – систематизировать концепцию Канта. Кант начал строить новое метафизическое мировоззрение.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84