Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме

Скачать 130.13 Кбайт
Проблема диалектики в немецком идеализме

Интеллектуальная интуиция, отвергнутая в кантовской системе, здесь выступает как основа познания. Основное положение не доказывается, а созерцается, воспринимается в интеллектуальной интуиции. Этим объясняется то, что основное положение, по сути дела, и не есть положение. Этот вопрос мы еще обсудим ниже. Здесь имеет важное значение следующий момент: все науки и в частности положения всего наукоучения связаны между собой с помощью одного основного положения. В первом, абсолютном основном положении подразумевается содержание всей философии и частных наук, и, наоборот, содержание наукоучения и наук есть развертывание этого основного положения, его спонтанное развитие67.

Фихте эту мысль высказывает не так ясно, как впоследствии Гегель, который развивает на ее основе один из аспектов своей теории противоречия и отрицания. Однако в первой же основополагающей работе Фихте ("Ьber den Begriff der Wissenschaftslehre") с достаточной ясностью сказано о взаимосвязи положений (в онтологическом срезе – явлений), о "взаимопроникновении" положений и понятий (по терминологии Гегеля – "Durchdringen"). "Основное положение, – пишет Фихте, – сопровождает все знание, содержится во всем знании и является предпосылкой всего знания"68.

Но это только одна сторона диалектики, характерной для положений и понятий. Наука есть система, т.е. она – завершенное целое. Диалектическое развитие должно достичь точки, начиная с которой становится невозможным выведение новых положений. Очевидно, что речь идет не о такой невозможности, когда "я не в состоянии видеть, что еще можно вывести", а кто-либо другой, возможно, способен видеть это. Здесь имеется в виду объективная и необходимая невозможность, достигаемая только тогда, когда основное положение, являющееся исходной точкой для нас, в то же время окажется последним пунктом диалектического пути.69 Подлинная система есть круговорот (Kreislauf), она завершена, закончена. Философ завершает тем, чем начинает70. Это касается философии, а не частных наук, которые не завершаются. "Наукоучение, следовательно, – пишет Фихте, – имеет абсолютную тотальность. В нем одно ведет ко всему и все к одному. Но оно – единственная наука, которая может быть завершена. Завершенность – ее характерная черта. Все другие науки бесконечны и не могут никогда завершиться, так как они не возвращаются к своему основоположению"71. Этим уже дан суммарно-общий облик гегелевского диалектического метода.

"Ьber den Begriff der Wissenschaftslehre" является только программой и введением в философию Фихте. В этой работе лишь намечен план теории науки. Выше, при обсуждении ее логико-гносеологических аспектов, мы частично уже выявили диалектический характер теории науки. В ней уже содержатся основные моменты другой работы Фихте "Grundlage der gesammten Wissenschaftslehre". Таким образом, он выходит за рамки программы и наряду с формой затрагивает и содержание Wissenschaftslehre, настойчиво осуществляя свою программу, и это не случайно. В системе Фихте очень трудно отделить форму от содержания; он хорошо понимает нерасторжимую диалектическую связь формы и содержания: "Отделить форму от содержания в системе невозможно"72, – пишет он.

Осуществление программы покажет не только системность науки, внутреннюю связь и взаимное "проникновение" положений, не только необходимость диалектического развития и взаимного следования этих положений73, но и системность явлений всей действительности, внутреннюю связь между ними, их диалектическое развитие.

Основоположение Фихте не есть только основоположение, как было уже отмечено, оно по существу не есть и положение. Если основное положение Wissenschaftslehre есть положение субъекта, то ему предшествует действие самого субъекта, действие "Я", полагание "Я", само "Я". Основное положение прежде всего является основной реальностью, основной действительностью. Достаточно понять этот аспект, чтобы ясно увидеть, какие перспективы имеются для развития диалектического метода в системе Фихте.

§35. Шеллинг. Выше было указано на важное значение понятий системности и монизма для развития проблемы диалектики. По мнению Н. Гартмана, ступенями развития диалектического метода Фихте и Гегеля являются трансцендентальная диалектика Канта, с одной стороны, и положение Рейнгольда о вытекании всей философской системы из одного принципа, с другой74.

Принцип системности и монизма более ясно и отчетливо высказал Шеллинг в своих ранних работах. В последующем Шеллинг настолько изменил свою позицию, что Гегелю пришлось восстановить точку зрения системности и монизма именно в борьбе с Шеллингом. Введение в "Феноменологию духа", большая часть которого посвящена решению этой проблемы, главным образом направлено против Шеллинга. По верному замечанию Гайма, введение в "Феноменологию духа" по аналогии с одной из работ Гегеля могло бы иметь следующее название: "Различие между системами философии Шеллинга и Гегеля".

Своими ранними работами Шеллинг предстает последователем Фихте. Из всех последователей Фихте он глубже остальных постиг содержание и цели философии Фихте.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84