Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме

Скачать 130.13 Кбайт
Проблема диалектики в немецком идеализме

§26. Якоби и "вещь в себе". Глубже поняв "Критику чистого разума", Якоби выставил альтернативу: либо идеализм, либо "вещь в себе". Понятие "вещи в себе" имеет значение для проблемы диалектики постольку, поскольку в контексте немецкого идеализма признание или отрицание "вещи в себе" означает признание или отрицание диалектического метода. Если "вещь в себе" признается, то субъект ограничивается, бесконечный разум становится конечным разумом, а одновременно с бесконечным разумом в идеализме "снимается" и принцип диалектического синтеза. Если же "вещь в себе" упраздняется, то остается лишь бесконечный субъект – Vernunft, который открывает в себе отличное от себя3 (иного пути не существует, т.к. в противном случае в идеалистической системе осталось бы только абстрактное понятие пустого субъекта), противополагает себя этому "своему иному", снимает противоположность тем, что "в своем ином" познает самого себя, становится fьr sich и т.д., и таким образом создает действительность и философскую систему, содержанием которой является идеалистический диалектический метод. Поэтому, утверждаем мы, проблема "вещи в себе" есть необходимая часть развития диалектического метода в пределах немецкого идеализма. "Якоби первым открыл слабый пункт критической философии, пункт, с которого начинает свое развитие и немецкий идеализм",4 – справедливо указывает Кронер.

По мнению Якоби, критическая философия Канта была подлинным "строгим идеализмом"5. Кант, изменив свою точку зрения во втором издании "Критики чистого разума", ослабил идеалистическую тенденцию. Теория пространства и времени, отрицание рациональной психологии, особенно четвертый паралогизм (в первом издании) ясно показывают, что система Канта – идеализм чистой воды. Точка зрения реализма отвергается полностью: согласно критической философии объект, предмет является лишь представлением. Философия Канта не есть субъективный идеализм, однако для Канта в нашем знании нет ничего объективного в том смысле, в каком это слово употребляется реалистами: существующая независимо от нас "вещь в себе"6.

В критической философии утверждается, что объект, внешний предмет, чувственная действительность существует только в том случае, когда признано существование "Я". Таким образом, объективный идеализм в философии Канта дополняется субъективным идеализмом, а это уже позиция универсального идеализма7. Идеализм – основная тенденция кантовской философии; идеалистической должна быть точка зрения "Критики чистого разума", если ее автор мыслит последовательно. Однако, по Якоби, дело обстоит иначе, и в этом выражается слабая сторона воззрений Канта: Кант с "универсальным" идеализмом хочет совместить мысль о существовании "вещи в себе". Якоби так характеризует свое отношение к кантовскому учению о "вещи в себе": "Должен признаться, что это препятствие (признание Кантом идеализма и существования "вещи в себе" – К.Б.) мешало мне при изучении философии Канта; в продолжение нескольких лет мне приходилось вновь и вновь браться за "Критику чистого разума" и постоянно меня смущало то обстоятельство, что без этого предположения (без "вещи в себе" – К.Б.) нельзя было войти в систему Канта, а, приняв его, нельзя было оставаться в ней; признав существование "вещи в себе", невозможно оставаться в системе Канта"8. Следовательно, становится ясным, что упразднение "вещи в себе" необходимо с точки зрения самого критического идеализма.

Сам Якоби разделяет реалистическую точку зрения, так как по его словам идеализм – одна из возможных точек зрения, тогда как реально существующая "вещь в себе" является условием всякого познания. Основное для развития идеалистической диалектики – это идеалистическая направленность философии Канта. Заслуга Якоби заключается в том, что он указал на основное – идеалистическую тенденцию Канта, которая была связана с другими антиидеалистическими тенденциями, и охарактеризовал путь дальнейшего ее развития: либо "вещь в себе" и реализм (догматизм – материализм, по терминологии Фихте), либо идеализм и признание только субъекта, у которого остается единственная возможность – создать из себя всю действительность, обнаружить в едином субъекте отличное от него многообразие, уже свидетельствующее о диалектике, тем более, что эта отличная от субъекта действительность есть не что иное, как "его иное". Таким образом, Якоби открыл путь для теории противоположностей и синтеза противоположностей.

§27. Маймон и "вещь в себе". Устранение существующей независимо от субъекта вещи ставит перед идеалистической, философией новую проблему, которую впоследствии Фихте назвал проблемой "дедукции ощущений" и которая имеет большое значение для диалектического построения действительности. Проблема касается т.н. бессознательной продукции действительности, без которой невозможно прочное существование немецкого идеализма вообще и идеалистической диалектики в частности.

Более того, без бессознательной продукции, без бессознательного момента в субъекте нельзя было бы утверждать наличия диалектической противоположности и ее снятия в синтезе, и основной путь идеалистической диалектики – an sich – sein Anderes – fьr sich – оказался бы бессмысленным.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84