Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме

Скачать 130.13 Кбайт
Проблема диалектики в немецком идеализме

Рефлексия над способностью суждения возвышает "Я" до самопознания. Рефлексия в этом случае не направлена на какой-либо определенный объект68. На этой ступени "Я" знает, что оно может отвлечься от всякого объекта. Предмет, объект не составляет его внутренней сущности. Если снят объект (aufgehoben), то остается определяющее самого себя и определяемое самим собой "Я", субъект69. "Я" на этой ступени есть разум: разум свободен от объекта. Ясно, что если "Я" определено объектом через "не-Я", то это есть самоопределение. "Я" определяет самого себя или "Я" полагает самого себя, как определенное через "не-Я". То, что было в начале теоретического "Наукоучения" в себе (an sich), – "Я" положено самим "Я", как определенное через "не-Я", – совпадает с завершением "Wissenschaftslehre", однако оно на этот раз есть не только "в себе", но и "для себя" (fьrsich). "Я" не только есть нечто, но и знает, что оно есть. Исходная точка совпала с одним из моментов диалектического процесса. Здесь этот процесс должен завершиться. Действительно, в этом моменте теоретическое "Я" завершает свое диалектическое развитие, однако сам диалектический процесс этим не заканчивается. Теоретическое "Я" не абсолютно, процесс завершится восстановлением абсолютного "Я".

§48. Основа практического "Наукоучения". Синтез бесконечного и конечного, диалектический процесс, и в частности диалектический метод, нигде в философии Фихте так ясно не выявлены, как в третьей части труда "Основа общего наукоучения" – "Основание науки практического".

Обнаружив в своей глубине момент конечного субъекта, абсолютный субъект стал интеллигенцией. Абсолютный субъект является интеллигенцией потому, что он уже не абсолютен: он определен, через "не-Я". Но ведь "не-Я" – момент абсолютного субъекта, преобразующий его в конечное. Теоретический субъект – определенный субъект. Правда, он не есть только an sich, но и fьr sich, и к концу диалектического процесса знает, как он определен – он ограничивает себя, т.к. объектом ему служит своя же деятельность. Его поступательное движение встречает границу, но не пассивную, а активную, являющуюся модификацией существующей в его глубине деятельности. Эта граница "подталкивает" деятельность "Я" и направляет ее во внутрь "Я". Следует понять этот толчок (Anstoss) и диалектически дедуцировать его.

"Я" есть абсолютная деятельность: это – абсолютная предпосылка рассуждения Фихте70. Однако чтобы понять толчок, мы должны допустить, что в абсолютной деятельности существует определенная деятельность. Одно из этих действий – чистое, бесконечное и неограниченное действие, другое же – объективное, конечное и определенное71. Оба находятся в "Я". В этом состоит антиномия бесконечного субъекта, основа его разложения и раскола, надежда на его восстановление. В чем состоит бесконечность "Я"? В том, что с начала оно должно быть "для себя" (fьr sich), т.е. в гом, – и в этом признак подлинной бесконечности – что его деятельность направлена на самого себя. "Unendlich ist demnach das Ich, inwiefern seine Tдtigkeit in sich selbst zurьckgeht"72. Деятельность, обращенная на себя, бесконечна, но объективна и ограниченна, ибо она в качестве объекта имеет самого себя. "Я" преодолевает этот объект, поскольку в объекте познает самого себя, но в процессе познания оно снова становится объектом самого себя, а его деятельность – объективной деятельностью и т.д. Очевидно, что эта деятельность характеризуется стремлением возвратиться к себе; это стремление не может осуществиться полностью; следовательно, в этой деятельности бесконечность существует лишь в качестве момента. Бесконечная деятельность является только моментом в субъекте – есть бесконечное стремление, или стремление к бесконечности, которое не существует без объекта.73 Иначе говоря: абсолютное "Я" разделено в себе на два противоположных момента – на субъект и объект, оба являются деятельностью "Я". Субъект преодолевает объект, т.е. открывает, что объект – это субъект, модификация абсолютного "Я"; процесс бесконечен, он есть процесс восстановления абсолютного "Я", процесс диалектического синтеза.

Без стремления нет объекта и наоборот. Однако и стремление, и объект находятся в "Я". Следовательно, в "Я" имеют место два вида деятельности – центробежная и центростремительная. Центробежная деятельность есть чистая, абсолютная деятельность. Центростремительная же – деятельность рефлексии, причина толчка, деятельность, стремящаяся к бесконечности. Первая является деятельной, вторая – познающей эту деятельность. Абсолютное "Я" бесконечно. Конечный субъект стремится к бесконечности. "Я" – в силу рефлексии над своей границей – теоретично, "Я", как стремящееся к бесконечности, – деятельно, практично. Практическое "Я" не бесконечно, оно желает стать бесконечным, так как оно должно стать бесконечным (wollen – sollen). Появляется два ряда: ряд того, что есть (was durch das blosse Ich gegeben ist), и ряд того, что должно быть (was sein soll) – идеальный ряд.74 Диалектический характер этих рядов состоит в следующем: в том, что есть, есть момент того, что должно быть, и то, что должно быть, уже есть в виде момента в том, что уже есть: момент бесконечности есть в конечном, и момент конечности – в бесконечном.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84