Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме

Скачать 130.13 Кбайт
Проблема диалектики в немецком идеализме

Таким образом, время и пространство – условия существования явлений нашего опыта.

Философия Канта – не только философская теория математики и постольку теория познания, но и теория явлений действительности.

Независимый от чувственности предмет представляет собой вещь в себе, но время и пространство не являются таковыми, т.к. они – формы чувственности. Время и пространство также не суть явления, поскольку они сами формируют первичное явление. В отличие от реально существующих предметов, время и пространство – идеальны. Они имеют конститутивное значение для явлений опыта. Поэтому они также обладают реальностью. Их идеальность трансцендентальна, а реальность – всего лишь эмпирична, неабсолютна.

§5. Трансцендентальная логика. Теория Канта является теорией опыта. В первой части – трансцендентальной эстетике, – схема которой рассмотрена выше, описано только начало теории опыта – теория явлений. Упорядоченные во времени и пространстве ощущения представляют собой явления. Чувственность, о которой шла речь выше, является способностью созерцания. Она еще не создает опыта, т.к. опыт есть познание, т.е. суждение. Способностью же суждения является рассудок (Verstand). Суждение есть синтез. В созерцании даются восприятия, ощущения, а. не их связь, синтез. Понятия рассудка – категории – суть носители синтеза. Категории рассудка связывают явления, создают предмет, опыт, объективное познание. Категория – форма рассудка, т.е. субъективна, однако ее функция – объективна. Целью трансцендентальной дедукции категорий является доказательство объективного значения субъективных понятий.

Рассматривая формы суждений традиционной логики, Кант выделяет 12 основных категорий. Чувственность дает материал, категории являются способами синтеза. Синтез априорен, т.к. предмет, опыт создается только с его помощью. Каким же образом субъективные понятия могут создать объективный предмет? Лишь в силу того, что эти понятия являются актами одного, неиндивидуального сознания, которое есть единство всех представлений и наиобщий принцип всякого познания: это – чистое самопознание, трансцендентальная апперцепция.

Предмет является осуществленным законом, закономерностью, природа есть мир законов4, а законы созданы трансцендентальным сознанием. Познающий субъект не открывает в природе закон, а сам создает и этот закон, и мир законов, т.е. природу (die Natur).

Познающий субъект не индивид, а созидающее "сознание вообще". Познающий субъект, как индивид, "повторяет" трансцендентальное сознание. В процессе познания он возвышается до трансцендентального сознания; именно в этом пункте яснее всего раскрывается содержание "трансцендентальной идеальности" и "эмпирической реальности". Природа является результатом созидательной деятельности трансцендентальной апперцепции, поэтому для трансцендентальной апперцепции природа идеальна, а не реальна. Для эмпирического же субъекта природа – реальна. В одном моменте происходит и сплетение, и "снятие" этих двух сторон: при истинном познании познающий субъект возвышается до трансцендентальной апперцепции и открывает, что эмпирически-реально существующая для него природа им же создана в трансцендентальном моменте его сознания и постольку она лишь трансцендентально идеальна. Для познания, опыта, для создания предметов опыта требуется синтез материала и формы (категории), т.к. материал без формы слеп, а форма без материала – пуста. Но этот синтез невозможен: материал лишь чувственен, а форма – чиста. Здесь проявляется третья способность – способность воображения, которая соединяет чувственность и рассудок и может чувственно представить категорию. Способность воображения посредством субсумции связывает материал с формой. Каждая категория имеет свою схему, с помощью которой осуществляется синтез формы и материала. Всякому такому синтезу соответствует определенное основное положение. Вся природа выражается в основных положениях, законах, т.к. природа – мир законов. В силу своей закономерности природа есть гипостазированное сознание, а предмет действительности – материализованное суждение. Для нашей задачи достаточно предусмотреть отмеченные стороны точки зрения Канта. Вторая часть трансцендентальной аналитики – трансцендентальная диалектика – будет рассмотрена ниже.

Без всякого толкования мы постарались кратко изложить точку зрения Канта. Как же сам Кант понимал вышеизложенные положения и какую интерпретацию дает им современное кантианство? Сами по себе эти вопросы не лишены интереса, но поставленная перед нами цель требует выделить лишь те моменты философии Канта, в которых прямо или косвенно найдет свое выражение принцип диалектики. Что же касается интерпретации этих моментов, она соответствует общему развитию немецкого идеализма.

Вот перечень основных проблем, в которых проявляются моменты диалектического метода и посему требуют детального анализа:


трансцендентальный метод;

логическое и реальное; отрицательные величины;

познание как самопознание;

проблема "вещи в себе";

понятие синтеза;

трихотомия и трансцендентальный субъект;

трансцендентальная диалектика.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84