Библиотека >> История античной эстетики эллинистически-римская эстетика I-II веков

Скачать 472.16 Кбайт
История античной эстетики эллинистически-римская эстетика I-II веков

Возмущенный вероломством рутулов, Эней испытывает небывалый гнев и начинает жесточайшую ("terribilis") резню (494-499). Об обоих героях, Турне и Энее, одинаково говорится: "гневом волнуется грудь" ("fluctuвt ira intus", 527, Сол.). Когда он старается вытащить свой меч из дерева, он характеризуется словом "пылкий" ("acer", 788), а когда наступает на Турна – словом "мощный" ("ingens"). Он заговаривает с Турном "со свирепым сердцем" ("saevo pectore", 888), а повергнув его, все еще остается "ярым" ("acer"), "вращает глазами" ("volvens oculos", 939) и, обнаружив на Турне перевязь Палланта, "загорается яростным гневом и бешенством" ("furiis accensus et ira terribilis", 946), "кипя" ("fervidus", 951) местью.

Итак, повторяем еще раз: несмотря на то, что Эней является избранником богов и выполняет их вполне рациональную волю, поступки его полны иррациональности, несдержанности, гнева, страстности, жестокости и всякого рода экстазов и хтонизма. Куманская жрица Сибилла во всяком случае призывает его к подвигам, превосходящим то, что повелела ему судьба ("Fortuna", VI 95-96).

ж) Укажем еще на один хтонически-ритмический образ в "Энеиде", который тоже совмещает в себе рациональную волю богов и вполне иррациональный экстатический способ ее выражения. Это, конечно, знаменитая жрица Сибилла. Когда она собирается давать предсказания, меняется цвет ее лица и волосы ниспадают в беспорядке, а сердце вздымается в диком исступлении ("pectus anhelum et rabie fera corda tument", VI 48-49). Еще непокорная богу жрица безумно буйствует ("immanis in antro bacchatur") в пещере (77), но Феб "все больше и больше одолевает яростные уста" ("fatigat os rabidum", 79-80). Она видит ужасные картины будущих боев и, между прочим, Тибр, "пенящийся кровью" ("spumantem sanguine", 87). Она "страшно стенает" ("horrendas canitambages") в своей пещере (99), и Аполлон, взнуздавший ее, "трясет вожжи... и вертит под самой ее грудью стрекало" ("frena concutit et stimulos sub pectore vertit", 100-101).

Хтоническая терминология "Энеиды" ввиду слишком рационалистического ее понимания до сих пор еще остается плохо изученной и почти совсем не систематизированной. А между тем иррациональный и экстатический характер этой терминологии бросается в глаза. Укажем некоторые примеры.

"Amens" ("безумный") – это прежде всего сам Эней. Так он сам себя называет, рассказывая о пожаре Трои (II 314, 745). Таким он является после видения Меркурия (IV 279). О том, что Турн тоже ведет себя, как безумный, и говорить нечего (VII 460; X 681; XII 622, 742, 776). Этим эпитетом [12] характеризуются также Андромаха (III 307), Нис (IX 424), мать Эвриала (IX 478), Панф (II 321) и Иарба (IV 203). Термин "demens" ("безумный"), мало отличающийся от "amens", Эней опять-таки применяет к самому себе (II 94), а Меркурий – к нему (IV 562). Не говоря уже о Дидоне (IV 78, 374, 469), этим эпитетом характеризует себя Диомед, когда-то ранивший Арея и Афродиту (XI 276). Так названы Амата, замышляющая самоубийство (XII 601), Лавз в бою (X 813), безбожник Салмоней (VI 590), олицетворение "раздора" в Аиде ("Discordia", VI 280), трубач Энея, Мисен (VI 172) и другие троянцы (IX 560, 577, 728), как и один из рутулов (XI 399). "Безумным" притворно называет Венера всякого, кто стал бы противоречить Юноне (IV 107).

Особенно любит Вергилий термины, связанные со словом "furia". Это существительное он употребляет как имя мстительных богинь и как нарицательное, а иногда и в особом смысле, отличающемся от указанных случаев. Фуриями движимы решительно все главные герои "Энеиды", независимо от их рациональных планов или иррациональных волнений. И это опять-таки нужно сказать прежде всего об Энее, который не только является первым лицом во всей поэме и не только призван творить волю богов, но, как известно, всюду именуется "pius" ("благочестивый"). Даже в Италию Эней направляется "движимый фуриями" (X 68). Турна убивает он тоже "воспламененный фуриями" (XII 946). С начала и до конца Энеем управляют фурии. Мало того, сама Троя, по мнению Юноны, погибла благодаря "фуриям Аякса Оилея" (I 41). Турном тоже руководят фурии (XII 101, 668). Мезенций не только противостоит врагам, как скала "фуриям ветров" (X 694), но и сама любовь его к сыну тоже возбуждена фуриями (X 872). Этрурия поднимается под воздействием "справедливых фурий" (VIII 494). Амата призывает матерей, тоже "воспламененных фуриями" (VII 392). Дидона, конечно, тоже действует под влиянием фурий (IV 376, 474). За сюжетными пределами "Энеиды" Орест перед убийством Пирра тоже "воспламеняется фуриями" (III 331). При похищении быков Геркулеса "разум" ("mens") Кака возбуждается фуриями (VIII 205), как и ответный гнев Геркулеса (219). Даже и будущее Рима не обходится без фурий, как это видно из изображения Каталины на щите Энея (VIII 669). Во всех этих случаях очень трудно определить, где кончаются фурии как богини и где они начинаются как стихийные и безумные аффекты героев. Только в двух случаях Furia выступает действительно как богиня (III 252; VI 605), правда, все с теми же крайне жестокими и стихийными функциями.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251