Библиотека >> История античной эстетики эллинистически-римская эстетика I-II веков

Скачать 472.16 Кбайт
История античной эстетики эллинистически-римская эстетика I-II веков

А.Ф.Лосев вернулся к работе над ИАЭ, составил подробнейший план всего издания (вплоть до указания терминов, подлежащих исследованию) и стал собирать необходимые материалы. С этого времени работа над ИАЭ шла вполне планомерно. То же самое издательство "Искусство", но в другое время и с другими людьми стало выпускать всем теперь хорошо известные книги114, причем автору отнюдь не мешала одновременная работа над сотней статей для пятитомной "Философской энциклопедии" (1960-1970) и над книгой "Проблема символа и реалистическое искусство" (1976).

Так более или менее спокойно шло дело до V тома ИАЭ под названием "Ранний эллинизм", куда вошли стоики, скептики, эпикурейцы и, кроме того, эстетика первых веков, предшествующих неоплатонизму, т.е., собственно говоря, эстетика эллинистически-римская. Алексей Федорович, помня, что я как-то разыскала раздел "Плутарх о музыке", попросил меня снова порыться в этих несчастных искореженных папках – не попадется ли что-нибудь из римских материалов, хотя он уже подготовил весь том, в том числе искусство римских и греческих поэтов, критиков искусства, теоретиков музыки, архитекторов, историков, искусствоведов (Гораций, Цицерон, Квинтилиан, Тацит, Витрувий, Плиний Старший, Аристид Квинтилиан, Дионисий Галикарнасский, Деметрий, Псевдо-Лонгин, Плутарх, Павсаний, Филостраты и др.).

Мои поиски старой рукописи оказались не очень плодотворными. Сохранилась, например, страница с текстом заголовка части II: "Эллинистически-римский период (от Аристотеля до неоплатонизма)". На месте оказалась страница с заголовком части III: "Всемирно-римский период (III-VI вв. н.э.)", т.е., собственно говоря, была обозначена эстетика неоплатонизма.

Именно из этой III части сохранился раздел под названием "Римское чувство красоты", который Алексей Федорович решил озаглавить как "Римское чувство красоты и его образы" и в переработанном виде поместить в V том, выделив два параграфа: "Римское чувство жизни и красоты" и "Образы римского чувства красоты" (1. Язык, 2. Религия, 3. Искусство). Алексей Федорович ввел раздел "Социально-историческая сторона римской эстетики", куда вошел из старой рукописи параграф "Общественно-политическая жизнь" (1. Цирк и амфитеатр, 2. Римские триумфы, 3. Вековые игры, 4. Апофеоз императоров). Заново написал Алексей Федорович §2, "Римское чувство истории". Изменен был §3, "Социально-экономический смысл римской эстетики", с четким заключением "Римское чувство жизни и красоты в тезисах".

Что касается неоплатонизма, то в старой рукописи он отсутствовал, за исключением одного параграфа, да и то оборванного на полуслове. Этот параграф назывался "Неоплатонизм, изложенный ясно, как солнце". Поскольку Алексей Федорович собирался исследовать эстетику неоплатонизма в VI и VII томах ИАЭ, то этот параграф он оставил без внимания, и рукопись опять канула в небытие.

Много лет спустя, уже после ремонта "Дома А.Ф.Лосева" и нашей квартиры в 1999 г., когда разбирались картонки с рукописями, я вновь обнаружила этот текст о неоплатонизме и вынула его для исследования. Совсем недавно он опять попался на глаза нам с В.П.Троицким уже в составе другой папки, вместе с фрагментами иных текстов. Оказалось возможным, таким образом, изучить и подготовить для печати этот интереснейший параграф о неоплатоническом Едином. Он начинается словами: "Если бы я был марксистом... Однако я не марксист" – и, судя по старой рукописи, он шел сразу после рассуждения о римском цезаризме, монизме и универсализме. Живописное изложение сложнейшего представления о Едином дано с удивительной простотой и, надо сказать, вполне соответствует таким же художественно-философским характеристикам, которые А.Ф.Лосев дал в томе V, говоря о философах раннего эллинизма (с. 42-43), об эпикурейской эстетике или об эстетике скептиков. В этой замечательной похвале Единому наш автор, последовательный логик и систематик, мастер отвлеченной чистой мысли, решительно вышел за пределы традиционных изложений, отбрасывая всякие абстрактные представления о философско-эстетических категориях Плотина115. Что касается главы о Плутархе, то она написана Алексеем Федоровичем заново, так же как "Риторы и коллекционеры", "Поздние стоики" (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), "Дион Хризостом" и "Лукиан" (где использована моя статья).

Заново написал Алексей Федорович параграфы о Цицероне и Вергилии, хотя философско-эстетические взгляды Цицерона нашли место в другом разделе V тома ИАЭ. Вергилием мы с Алексеем Федоровичем стали заниматься еще в начале 70-х годов. Он всегда в своих мифологических изысканиях большое место уделял хтонизму, и я в свою очередь занималась хтоническими мотивами у Вергилия и у Аполлония Родосского116. Затем Алексея Федоровича заинтересовала ритмика аффективных структур в "Энеиде", опять-таки связанная с хтонизмом. Тезисы его доклада были напечатаны в сб. "Проблемы ритма, художественного времени и пространства в литературе и искусстве" (1970), а затем увидела свет его большая статья "Хтоническая ритмика аффективных структур в "Энеиде" Вергилия"117.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251