Библиотека >> История античной эстетики эллинистически-римская эстетика I-II веков

Скачать 472.16 Кбайт
История античной эстетики эллинистически-римская эстетика I-II веков

Но когда мирные уговоры, с которыми она обращается к Латину, остаются безрезультатными (357-374), "злое жало" ("furiale malum") змея пронизывает ее всю (375), и "несчастная" ("infelix"), возбуждаемая ("excita") гадом, по безмерному городу "буйствует, безумная" ("furit lymphata", 376-377). Она убегает в лес, задумав еще большее преступление ("nefas"): объятая яростью ("furor"), она прячет свою дочь от людей и готова отдать ее самому Вакху (385-391). Среди начатого ею экстатического празднества в честь Вакха, когда фуриями воспламеняются сердца матерей ("furiisque accensas pectore matres"), она, "пламенная" ("fervida"), взывает к матерям о своих нарушенных материнских правах (392-403). Подчеркивается, что именно Аллекто гонит Амату стрекалами ("stimulis") Вакха (404-405).

Однако конец Аматы, как известно, весьма печален и трагичен: при виде наступающих троянцев и в отсутствие урна она думает, что все уже погибло, считает себя виновницей всех бедствий и, будучи опять-таки "несчастной" ("infelix", XII 598), опять-таки "смятенной" ("turbata", 599), опять-таки "безумной, в мрачном бешенстве" ("multaque per maestum dйmens effata furorem", 601), кончает с собой (602-603).

В сравнении с предшествующими изображениями экстатического аффекта здесь мы наблюдаем, как человеческая безумная страсть сливается в одно целое с потусторонними силами. Но эти потусторонние силы действуют безответственно и истерически, так что экстатически-аффективная личность героя гибнет, не получая никакой помощи свыше.

Мрачная хтоническая ритмика художественных средств очевидна, причем аффективная структура выходит здесь далеко за пределы человеческой психологии.

д) Турн в изображении Вергилия также носитель экстатического аффекта, причем этот аффект, аморальный и алогичный сам по себе, пассивно допускается или активно создается потусторонними силами, которые сами оказываются непостоянными, переменчивыми в своих решениях и, следовательно, опять-таки безответственными.

Турн – патриот своей родины, честный воин и бесстрашный герой, который и сам прекрасно знает о необходимости борьбы с врагами. Тем не менее он испытывает особые импульсы со стороны высших сил, как будто бы он действительно в них нуждался. Уже известная нам фурия Аллекто, посланная не кем иным, как Юноной, и поставившая Амату на путь гибели, разделывается таким же образом и с Турном. Тут опять все полно ужасов, стонов, крови, безумия и исступления.

Сначала Аллекто, превратившись в старуху жрицу, достаточно, впрочем, безобразную, появляется у ложа Турна и убеждает его начать сражение с троянцами (VII 413-434). На когда Турн отнесся к агитации Аллекто скептически (435-444), она разгорелась от гнева, а Турна объял внезапный трепет ("subitus tremor"), и его взгляд оцепенел ("deriguere oculi"). Тут Аллекто принимает свой естественный вид и открывает Турну, кто она такая, она шипит своими змеями, вращает горящими глазами ("ftammea torquens lumina"), хлопает плетью, бросает в Турна "факел и черным пламенем дышащий светоч" (445-457, Брюс). Турном овладевает жуткий страх ("ingens pavor"), его члены покрываются потом. Он делается "безумным" ("amens"), рвется к оружию ("saevit amor fern"), его охватывает гнев ("ira") и "гибельное безумие войны" ("scelerata insania belli"). Турн уподобляется кипящей влаге (458-466). Аффект Турна передается и войскам (467-475).

Даются картины его воинской ярости в сражениях (IX 47-76, 126-158). Он настолько дерзок, что не признает даже тех чудес, которые происходят с троянским флотом, когда, по просьбе Берецинтии и по повелению Юпитера, корабли троянцев превращаются в девичьи тела. Турн не хочет здесь видеть ни повеления Юпитера, ни покровительства троянцам Венеры, ни их рока (128-136) и говорит, что у него есть свой собственный "рок" ("fata"), повелевающий ему истребить "преступное племя" троянцев (137-155). Он продолжает быть "буйным, возбуждая мужей" ("furenti turbantique viros", 691-692); "движимый ужасным гневом" ("immani concitus ira", 694), наносит своим врагам многочисленные смертельные ранения (696-716). Им руководит "бешенство" ("furor") и "страсть ("cupido"), a также "гнев " ("ira") и "доблесть" ("virtus", 794-798). Он обливается черным потом и буквально задыхается (812-813). Только Юпитер приостанавливает его бешенство (803-805). А когда Юпитер занимает нейтральную позицию, у Турна снова "разъяряется сердце" ("violentaque pectora", X 151).

На совете богов, где Венера высказывается за троянцев, а Юнона – за рутулов, Юпитер предоставляет все судьбе ("fata viam invenient", 113), хотя еще до этого Юнона объявила, что Эней прибыл в Италию тоже по повелению судьбы ("fatis auctoribus", 67). Следовательно, экстатический аффект Турна является в глазах Вергилия действием судьбы, что в дальнейшем подтверждается словами Турна: "сам Марс в руках мужей" ("in manibus Mars ipse viris", 280) и "храбрым судьба помогает" ("audentis Fortuna iuvat", 284). Попросту говоря, Турн тоже не признает никого из богов, а богом считает только собственную воинскую "страсть" ("cupido").

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251