Библиотека >> История античной эстетики эллинистически-римская эстетика I-II веков

Скачать 472.16 Кбайт
История античной эстетики эллинистически-римская эстетика I-II веков



И хотя А.Ф.Лосев любил говорить, что "История античной эстетики" (обозначим ее ИАЭ) возникла "естественным путем"105, но этот естественный путь был настолько болезнен и тяжел, что сам автор не вспоминал об его истоках. О них свидетельствовали, правда, изувеченные, в остатках глины и песке, страницы какой-то разбитой машинописи, некогда представлявшей нечто целое, завершенное и аккуратно уложенное в папки. Истоки же начинались еще со времени Московской консерватории, где профессор Лосев читал в 20-е годы "Историю эстетических учений", куда входила и античная эстетика, представленная, правда, достаточно скромно106.

Профессор Лосев готовил расширенную программу "Истории эстетических учений" из 20 разделов, шесть из которых собирался посвятить античности (учение о прекрасном у Сократа, Платона, Аристотеля, Плотина, а также трактат "О возвышенном" и "Поэтическое искусство" Горация), а завершить курс хотел новейшими эстетическими теориями XX в. Автор программы собирался даже напечатать в консерватории в 1929 г. брошюру "Принцип построения курса эстетических учений", рукопись которой вызвала протест со стороны Отдела художественного образования Главного комитета по профессиональному образованию. В правление Московской консерватории было направлено заключение, в котором отмечалась "попытка автора представить историю эстетики как цельный диалектический процесс", но "философские предпосылки" автора оказались "несовместимы с марксистским мировоззрением". Отсюда было сделано два вывода: во-первых, Отдел в своем заключении за подписью его заведующей Н.Я.Брюсовой (сестры поэта, и якобы дружественно настроенной к Лосеву) отказался печатать брошюру, а, во-вторых, правление консерватории постановило "считать профессора А.Ф.Лосева выбывшим ввиду того, что курса истории эстетических учений нет"107. Так печально закончился опыт построения истории эстетических учений в стенах Московской консерватории.

Напоминанием об этом опыте и упорной попыткой повторить этот опыт является "Предисловие" к курсу и "Введение. Методология курса". Этот замечательный текст возник после возвращения А.Ф.Лосева из БелБалтлага и помечен 16 декабря 1934 г. Судя по дошедшим материалам, А.Ф.Лосев не терял надежды напечатать свои лекции, о которых он вспоминает с живым юмором и неподдельным удовольствием, радуясь своим эскападам, критикуя марксистов, подменивших сложную жизненную зависимость бытия и сознания "абстрактной рационалистической метафизикой" и не имеющих "никакого представления о социальной жизни"108. А.Ф.Лосев вспоминает, что в своих лекциях он претендовал на "более свободное и менее сухое академическое изложение", начинал увлекаться разными красивыми деталями, искал "интимно-эстетические моменты", стремился быть "понятным и живым рассказчиком" и считал невозможным превратить свои лекции в "тусклый перечень общеизвестных в науке материалов", хотя признавался, что для печати пришлось многое сократить и сделать "более бледным"109.

Конечно, в таком виде, как ее задумал А.Ф.Лосев, "История эстетических учений" не могла быть напечатана. Вполне оправдались слова самого автора, заключающие его предисловие: "Но что же такое тогда сама-то жизнь? Сама-то жизнь – сумасбродство. Но в этом сумасбродстве есть метод. И жизнь философа – между сумасбродством и методологией"110.

Однако, несмотря ни на какие сложности, А.Ф.Лосев наметил охватить в будущем труде (правда, очень проблематичном) обширный античный материал, особенно неоплатонический, хотя вся классика и послеаристотелевская эстетика (стоики, эпикурейцы, скептики) должны были быть изложены обстоятельно и превратиться в "самостоятельное исследование с неизбежной детализацией и филологическими изысканиями"111. Собственно говоря, А.Ф.Лосев стоял на пороге создания "Истории античной эстетики", где обширное место предполагал отвести неоплатонизму, а значит, эстетике эллинистически-римской.

Итак, постепенно складывается стройная система античной эстетики, от Гомера до неоплатоника Прокла (V в.). Опальному профессору Лосеву было некуда деваться, и, воспользовавшись помощью члена ЦК ВКП(б) П.Ф.Юдина, он обратился в издательство "Искусство". К 1936 г. "История эстетики" была готова, причем она включала не только античность (вспомним, что лекции по "Истории эстетических учений" тоже завершались новейшей эстетикой XX в.). В издательстве "Искусство" сразу же начались трудности. Повторялась обычная история. Когда Лосев вернулся из лагеря, ему было предписано властями заниматься мифом античности и эстетикой, тоже античной. Поэтому дирекция "Искусства" сочла для себя более безопасным пока остановиться на первом томе "Истории эстетики", т.е. на античности. С автором подписал договор на I том осторожный директор издательства И.М.Бескин (1936 г., договор №3626 на 30 п. л.). Но здесь сыграл печальную роль редактор И.Е.Верцман, который отказался редактировать идеалиста, проработанного на XVI партсъезде ВКП(б) секретарем ЦК Л.М.Кагановичем.

Издательство уведомило автора 7 октября 1936 г.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251