Библиотека >> История античной эстетики эллинистически-римская эстетика I-II веков

Скачать 472.16 Кбайт
История античной эстетики эллинистически-римская эстетика I-II веков

Материалом для сравнения служит впервые обнаруженное Яначеком в параграфах 97-99 девятой книги трактата соответствие между Диогеном Лаэрцием и Секстом Эмпириком. Анализируемые тексты приводятся Яначеком дословно, с подробным разбором совпадений и разночтений. Вывод Яначека сводится к тому, что хотя изложение скептиков у Секста Эмпирика намного полнее, чем у Диогена, однако "тождественность или весьма близкое соответствие" Диогену Лаэрцию несомненны. К тому же стиль Диогена Лаэрция здесь отличается от стиля остальных книг. Весьма возможно, что Лаэрций воспроизводит какой-то оригинальный текст, сильно распространенный, но несущественно измененный в его главном содержании Секстом Эмпириком.

Таким образом, перед нами у этих двух авторов две ступени стоической доктрины.

"Диоген аккуратно сохраняет первую из них, тогда как Секст – по крайней мере нескольку это касается изученного текста – развивает и восполняет его формально, а также дает исторические примечания... Итак, мы обнаруживаем часть некоего старого скептического оригинала, из которого также и Диоген заимствовал свой материал либо непосредственно, либо в виде различных выдержек без всяких изменений"94.

Разумеется, наблюдения К.Яначека едва ли имеют какое-нибудь общее принципиальное значение, которое было бы характерно решительно для всего Диогена.

6. Антонин Коларж

А.Коларж95, исследующий источники Диогена Лаэрция, в отношении имени последнего не соглашается с мнением Э.Шварца в энциклопедии Паули-Виссова (причем сам Шварц следует Виламовицу-Меллендорфу), что это имя возникло как литературное прозвище из соответствующего гомеровского выражения. По Коларжу, следует остановиться на свидетельстве Стефана Византийского, который один раз называет Диогена ho Laertieus, что должно, по-видимому, означать "из города Лаэрты", причем Коларж пишет, что такой город есть в малоазийской Киликии.

Всего Диоген Лаэрций, как говорит А.Коларж, использует в своем труде около 1000 поэтических и прозаических свидетельств, называя по имени почти 250 античных авторов, начиная с VI в. до н.э. и кончая II в. н.э. В настоящее время можно считать установленным, что, хотя далеко не все материалы были доступны Диогену Лаэрцию в их первоначальном виде, он пользовался при этом, конечно, не одним, а многими источниками. Вопрос только в степени непосредственности этого использования. Уже в средние века Диогена Лаэрция называли не "писатель", а "чтец" (не имеет ли А.Коларж здесь в виду упоминавшегося у нас переводчика XV в. О.Амброзия?) или "извлекатель". В его распоряжении находилась обширная доксографическая и биографическая литература II в. н.э., и сам он не раз говорит, что определенные сведения ему приходилось подолгу "искать".

В расположении своего материала Диоген Лаэрций следует Сотиону ("Преемства философов"). Он аккуратно предупреждает читателя, в каком порядке будет идти последующее изложение, и всегда сдерживает свои обещания.

Среди других важнейших источников Диогена Лаэрция А.Коларж указывает следующих писателей: Гераклид (Лемб), живший около 150 г. до н.э. ("Сумма преемств" и его же приписывавшаяся Сатиру "Сумма жизнеописаний"); Гермипп (Смирнский, перипатетик), приверженец известного поэта Каллимаха, III в. до н.э., со своими "Жизнеописаниями"; Антигон Каристийский, у которого Диоген Лаэрций берет некоторые биографии из его "Жизнеописаний современных философов"; Диокл Магнесийский, около II в. до н.э., сочинения которого "Жизнеописания философов" и "Обозрение философов" использованы в VII книге; Фаворин, римский ритор II в. н.э., с его сочинениями "Разнообразная история" и "Воспоминания"; Аристипп "Младший" с его сочинением "О древней роскоши"96; свою хронологию Диоген Лаэрций часто берет у Аполлодора, II в. до н.э.

Из оригинальных философов, по Коларжу, Диоген Лаэрций хорошо знает Ксенофонта ("Анабазис"), историка IV в. до н.э., Тимея, которого он использует в восьмой книге. Неант, историк III-II вв. до н.э. ("О пифагорейцах"), приводится Диогеном в той же книге. Завещание перипатетика Стратона, ученика Феофраста, Диоген Лаэрций берет из собрания Аристона Кеосского (имеется в виду остров Кеос), однако неизвестно, откуда остальные пять завещаний, имеющихся в трактате Диогена.

Перечисление трудов Платона и Демокрита заимствовано Диогеном Лаэрцием, по Коларжу, из Трасила (I в. н.э.). Используется также "индекс писателей" Аристиппа (через Сотиона и Панэтия). Остается вопросом, каков у Диогена Лаэрция источник списков произведений Аристотеля, Феофраста, Хрисиппа.

Девять философских школ Диоген Лаэрций излагает по Гиппоботу, составителю описаний философов (предположительно III-II вв. н.э.), в соответствии с которым излагается и философия киренаиков. Эклектики описаны по Потамону ("Основания философии"). "Сумма" Феофраста и его же "Учения физиков" – источник для IX книги.

Доказывая, что идеи Платона заимствованы из мимов Эпихарма, Диоген Лаэрций дословно приводит сицилийского историка Алкима.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251