Библиотека >> История античной эстетики эллинистически-римская эстетика I-II веков

Авторы: Лосев Алексей Федорович
Скачать 472.16 Кбайт
История античной эстетики эллинистически-римская эстетика I-II веков

А.Ф.Лосев

ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИ-РИМСКАЯ ЭСТЕТИКА I-II ВЕКОВ
Составление, подготовка текста, общая редакция
А.А.Тахо-Годи и В.П.Троицкого

История античной эстетики, том V, кн.2
М.: "Мысль", 2002

От автора


ЭСТЕТИКА РИМА.
ЕЕ РОЛЬ В ИСТОРИИ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ
РИМСКОЕ ЧУВСТВО КРАСОТЫ И ЕГО ОБРАЗЫ
§1. Римское чувство жизни и красоты
1. Формальное место Рима в системе истории античной эстетики. – 2. Исходный пункт римского ощущения жизни и красоты. – 3. Тождество социального и вещественного. – 4. Существенные детали. – 5. Рассудочное и естественное.

§2. Образы римского чувства красоты
1. Язык. – 2. Религия. – 3. Искусство.

СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ СТОРОНА РИМСКОЙ ЭСТЕТИКИ
§1. Общественно-политическая жизнь
1. Цирк и амфитеатр. – 2. Римские триумфы. – 3. Вековые игры. – 4. Апофеоз императоров.

§2. Римское чувство истории
1. Общий характер римского чувства истории. – 2. Драматический и трагический характер римского чувства истории.

§3. Социально-экономический смысл римской эстетики
1. Канун императорского Рима. – 2. Сущность принципата Августа. – 3. От принципата к доминату. – 4. Резюме предыдущего. – 5. Выводы для эстетики. – 6. Условная и относительная независимость эстетики и реальная зависимость ее от социально-исторических условий. – 7. Римское чувство жизни и красоты в тезисах. – 8. Величие и мощь Рима в представлении тогдашних литературных деятелей.

§4. Цицерон и Вергилий
1. Цицерон. – 2. Вергилий.

§5. Переход к последующему

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИ-РИМСКОЙ ЭСТЕТИКИ I-II ВЕКОВ
ПЛУТАРХ ХЕРОНЕЙСКИЙ
§1. Изолированный характер эстетической предметности
1. Смысловой характер искусства и вещественность его предметного содержания. – 2. Черты изолированной нейтральности эстетического предмета. – 3. Применение принципа изолированной нейтральности к теории подражания.

§2. Идеальная наглядность
1. Эстетическая наглядность. – 2. Идеальный характер эстетического предмета.

§3. Морализм и субстанциальность
1. Эстетический морализм. – 2. Субстанциально-объяснительный дуализм и интуитивно-описательный монизм. – 3. Подробнее о том же самом монизме и дуализме в проблемах общей метафизики Плутарха.

§4. Искусство
1. Поэзия. – 2. Музыка.

§5. Биографическая эстетика
1. Вступительные замечания. – 2. Основной характер биографизма Плутарха. – 3. Трагизм Плутарха.

§6. Из литературы о Плутархе
ДИОН ХРИЗОСТОМ
§1. Общие сведения
1. Биография. – 2. Общий характер литературной деятельности. – 3. Мировоззрение.

§2. Анализ ХII речи
1. Содержание речи. – 2. Историко-эстетическое значение речи.

§3. Отдельные эстетические суждения
1. Речь LII. – 2. Речь LIII. – 3. Речь LV.

ЛУКИАН
§1. Общие сведения
1. Общий обзор деятельности Лукиана. – 2. Первый риторический период. – 3. Переход от софистики к философии. – 4. Философский период. – 5. Поздний период.

§2. Идеология Лукиана
1. Почему нельзя свести творчество Лукиана только на одно беспринципное зубоскальство? – 2. Социально-политические взгляды Лукиана. – 3. Религиозно-мифологическая путаница во взглядах Лукиана. – 4. Философская путаница в воззрениях Лукиана.

§3. Художественные особенности творчества Лукиана
1. Жанры. – 2. Художественный стиль. – 3. Общее заключение о творчестве Лукиана.

§4. Основные проблемы эстетики Лукиана
1. Отграничение искусства от религии. – 2. Отграничение искусства от науки. – 3. Специфика художественной формы и художественного содержания. – 4. Эстетическая оценка искусства. – 5. Гармония, мера, пестрота и вечное стремление к неизведанному. – 6. Жизненное воздействие искусства.

§5. Эстетический идеал
1. Тексты. – 2. Историко-эстетическая оценка. – 3. Частичный характер и противоречивость эстетического идеала.

§6. Отдельные важные суждения
1. Искусство-совокупность навыков, полезных в жизни. – 2. Восприятие искусства с точки зрения целого или части. – 3. Теория и практика в понимании искусства. – 4. Несводимость прекрасного целого к отдельным изолированным частям. – 5. Сила красоты. – 6. Демосфен и Гомер. – 7. Скульптура.

§7. Лукиан о танцевальной искусстве
1. Общий характер и содержание трактата "О пляске". – 2. О древности и распространенности танца. – 3. Значение общей образованности для танцора. – 4. Выразительная наглядность и жизненный смысл пляски. – 5. Ошибочные приемы в пляске. – 6. Общие выводы.

§8. Заключительная характеристика эстетики Лукиана
РИТОРЫ И КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ. АТЕНЕЙ
§1. Риторы
1. Элий Аристид. – 2. Максим Тирский.

§2. Коллекционеры
1. Аполлодор. – 2. Клавдий Элиан.

§3. Атеней
1. Сюжет трактата. – 2. Основные темы. – 3. Старое и новое с точки зрения Атенея. – 4. Филологическая эстетика. – 5. Низкая оценка софистов и философов. – 6. Черты низкопробного аллегоризма. – 7. Общая характеристика мировоззрения Атенея, и в частности его эстетики.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251