Страница 2 из 13
Во-вторых, распределение этой энергии, то есть переносимая ей информация при отражении в активной среде субъекта также изменяется, причем в результате такого отражения она в большей степени создается субъектом, нежели чем соответствует «исходнику». Довольно близкой аналогией здесь будет целостное изображение («исходник»), спроецированное на соединенную с компьютером панель с некоторым количеством причудливо разбросанных фотоэлементов, причем часть из них запускает некие программы, часть выгружает программы, а часть влияет на эти процессы самым разным образом в самых разных местах. То есть информационный пакет не отражается целиком, а его элементы используются как повод для трансформации того или иного предсуществующего элемента субъекта в направлении, субъектом же предопределенном.
В силу этого характер энергоинформационного обмена субъекта с окружающей средой подчиняется не столько законам среды, сколько законам субъекта, и один и тот же сигнал в разное время может приводить к совершенно разным эффектам.
Соответственно, и вопрос дальнейшего энергоинформационного развития человека как РАЗУМНОЙ СУЩНОСТИ уместно рассматривать с точки зрения именно субъекта. Его сознательной и осознающей части. Воспринимая подвергаемые осознанию и присутствующие в субъекте элементы субъективной реальности, психические проявления, мозг, тело и окружающий тело мир как окружающую субъект среду. Изнутри.
Точка наблюдения определилась уже потому, что только она обладает для нас ценностью. Это сам субъект.
Предметом изучения окажутся способы и закономерности взаимодействия субъекта с окружающим его миром и открывающиеся ему возможности, оцениваемые относительно субъективной реальности как среды существования субъекта.
Область применения полученных знаний определяется субъект-центрированной картиной мира, и это важно понимать, так как благодаря этому некоторая часть значимых эффектов и достижений будет располагаться в субъективной области, доступной одному или нескольким субъектам, а некоторая имеет право осуществиться «волшебным» для рационального понимания, основанного на объективном подходе к реальности, образом.
Под развитием человека как разумной сущности, таким образом, мы будем понимать расширение возможности действий субъекта, свободное существование и произвольное развитие самого субъекта, берущие начало в субъективно осуществляемых действиях самого субъекта.
Проще: как уникальная и неповторимая «программа» может выбраться из «компьютера», и уцелеть, и обрести самостоятельность?
* * *
Примечательно, что такая постановка вопроса, несмотря на ее прозрачность, несколько нетипична для современной философии человека как таковой, поскольку обыкновенно ею рассматривается либо функциональность человека в среде объективной реальности, либо его функциональность в среде психологических феноменов, описываемых гуманистическими терминами, взаимодействие которых предопределено культурно обусловленным языком и в принципе аналогично объективному миру. Так сказать, либо изучается борьба со стихией, либо борьба добра и зла.
Нам же для выполнения нашей задачи придется сначала охарактеризовать данный от природы способ действий собственно обладающего сознанием человеческого субъекта, из которого уже станут явными и его возможности.
Действительно, если хорошенько поразмыслить с точки зрения биологической оправданности, само существование самосознающего субъекта представляется словно бы излишним. Мозг сам прекрасно справляется с поддержанием функций тела, с восприятием, способен в отсутствие сознания перерабатывать информацию, принимать решение о действиях, запоминать воспринятое... Зачем же скупой на излишества природе потребовался субъект, который прекрасно осознает ценность самого себя для самого себя, и сейчас задается этими вопросами? Разумеется, просто так ничего не появляется, и у субъекта должны иметься уникальные и важные для выживания организма «человека» функции, неисполнимые механически, причем функции неразрывно связанные с самой природой субъекта, так сказать его ноу-хау.
Таких функций, как это не удивительно, оказывается весьма немного. Все элементы субъективной реальности, а именно воспринятые сигналы, поставляемые анализаторами, их эмуляции, поставляемые памятью, их комбинации, ожидания и субъективный эквивалент абстрактных понятий, синтезируемые логическим аппаратом, инструктивные элементы, прежде всего эмоциональной природы, поставляемые в виде переживания соответствующими структурами мозга – то есть собственно все содержимое субъективной реальности создается психикой за границами субъекта и появляется в нем уже в готовом виде. Только после такого появления он становится предметом осознанной обработки в пространстве субъективной реальности.
Что же принципиально нового происходит в субъективном пространстве? Процесс мышления. Попробуем взглянуть на него несколько общим образом.
Прежде всего, в процессе мышления происходит а) перекомбинирование фигур субъективного пространства, б) их разложение на более простые фигуры, в) создание на основе простых фигур более сложных. С самыми разными побудительными задачами. Таким образом в субъективном пространстве появляются принципиально новые элементы, обладающие новыми, НЕОБХОДИМЫМИ СУБЪЕКТУ, свойствами. Таким образом формируются даже абстрактные фигуры: к примеру, свойство сигналов периодически возникать извне субъекта и, соответственно, восприниматься логически один за другим (и, кстати, при помощи другого, как имеющегося опыта) неизбежно приводит к появлению абстрактной категории «время», которого нельзя не увидеть, ни пощупать, не измерить прямо само по себе (часы это, очевидно, косвенный способ). Направленный и осуществляющейся по определенным правилам процесс трансформации фигур субъективного пространства позволяет субъекту задействовать и память, и логический аппарат, и обращаться при необходимости к внешней среде – и как следствие приводить фигуры субъективного пространства в тот порядок, который оказывается необходим субъекту как ИДЕАЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ мышления.
Далее, необходимо понимать, что такое перекомбинирование фигур не хаотично, но направлено СИСТЕМОЙ ПОБУЖДЕНИЙ человека, представленной для субъекта особым набором ощущений (я специально ранее употребил словосочетание «необходимым субъекту»), не имеющим источника во внешнем мире, а порожденным самостоятельно психикой.
Эта система побуждений предлагает субъекту, во-первых, исходный набор отношения субъекта к данной фигуре в ТЕКУЩЕЙ ОБСТАНОВКЕ СУБЪЕКТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА. К примеру, спички в ХОЛОДНОМ лесу и спички на ВЗРЫВООПАСНОМ складе относительно фигур обстановки имеют различные значения, определенные (примем это пока по умолчанию) ЖЕЛАНИЕМ СОГРЕТЬСЯ/НЕЖЕЛАНИЕМ ЗАМЕРЗАТЬ, И ЖЕЛАНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ/НЕЖЕЛАНИЕМ ПОДОРВАТЬСЯ. Разумеется, усложнение субъективной обстановки приведет и к изменению отношения к той или иной фигуре субъективного пространства, которая будет обретать все большее разнообразие наличных связей.
Во-вторых, система побуждений предоставляет субъекту, в дополнение к предметным инструктивным ощущениям, обуславливающим отношения фигура\обстановка\побуждения, ощущения беспредметные, служащие общим фоном субъективного пространства и подсказывающим субъекту общее направление мышления. Можно сказать, задачу, которая должна быть так или иначе решена. Так, общая тревога вызовет активацию мышление и стремление при помощи доступных фигур субъективного пространства выявить источник тревоги и деактивировать его (понятно, что это схематически происходит примерно как ревизия фигур субъективного пространства\рекомбинация фигур субъективного пространства\ задействование памяти, восприятия и логического аппарата\выбор фигуры с предметным признаком тревоги\рекомбинация этой фигуры с другими, позволяющая снять этот индекс тревоги\выполнение следующего действия ментального или ментального-активностного плана). Фигуры же не дезактивированные впоследствии сохраняются в памяти с побудительным признаком «плохо» как отношением к данному набору значимых фигур. Соответственно, благодаря активности мышления предметные побудительные факторы («значения») и непредметные («состояния») обладают свойствами переходить друг в друга.
Примитивно если человеку «плохо», то его мыслительная активность будет направлена на ревизию «плохих» фигур и преобразование их в «хорошие», а если человеку «хорошо», то мышление будет ревизовать «хорошие» фигуры (в отсутствие фактора тревоги) или все фигуры (наличие фактора тревоги) с целью пролонгации и стабилизации «хорошего состояния». Менее примитивно «спички (относительно нейтрально) + склад пороха (нежелание подорваться)= потенциальный взрыв (плохо)», но «спички (относительно нейтрально) + склад пороха (нежелание подорваться) + фашисты на складе (совсем плохо) = самоподрыв вместе с гадами (возможно приемлемо) или «позор (невыносимо) + пистолет (опасность) = самоубийство как избавление от невыносимого (хоть какой-то выигрыш)». Естественно, реальные мысленные ряды зависят от огромного количества личностных факторов, которые определяют величину побудительных факторов в скобочках.
Хотя более подробно мы будем рассматривать систему побуждений субъекта позднее, сейчас нам важно выделить значимый признак факторов, составляющих текущую систему побуждений субъекта.
В отличие от собственно воспринятых или созданных фигур, составленных из свойств, сообщенных субъекту автоматически в процессе восприятия (цвет, яркость, форма, фактура и проч.) за счет перекодировки исходного сигнала, побудительные факторы НЕ ЯВЛЯЮТСЯ результатом перекодировки сигнала внешней среды.
Они происходят из собственно психики и ДОПОЛНЯЮТ тот или иной сигнал либо в процессе восприятия (ГРУСТНОЕ лицо), либо в процессе взаимодействия субъективная фигура-психика (ГРУСТНАЯ перспектива), либо генерируются психикой самостоятельно (ГРУСТНОЕ настроение). Более того, они не могут генерироваться субъектом без активного влияния психики – так, если субъект может сложить в воображении палочку и палочку, получив плюсик, то генерировать грусть он не может. Побудительные факторы субъект может только пережить.
Таким образом, побудительные факторы отличаются от иных элементов субъективной реальности тем, что они первично возникают в ответ на представленный в субъективной реальности элемент (поскольку реально воспринятые и побудительные элементы формируют единую субъективную фигуру, то правильнее говорить о конструктивном ядре и инструктивной оболочке фигуры). Они, вне зависимости от предметности, беспредметности и уровня сложности, являются РЕАКЦИЕЙ внепсихических и психических областей мозга. Их происхождение ВНЕСУБЪЕКТНО и обуславливает направление действий субъекта, служа для него своеобразным биологическим принуждением.
Пользуясь изложенным, можно определить занятие субъекта, его субъективную жизнь, как направленную беспредметными побудительными факторами осмысленную рекомбинацию субъективных фигур в соответствии с их побудительными признаками – и ПЕРЕЖИВАНИЕ этого процесса. Субъект это создание нового и переживание этого процесса.
При этом активность человеческого субъекта благодаря развитым возможностям его психики не просто тасует колоду полученных с опытом фигур, но и создает новые, позволяющие решить побудительную задачу одной области за счет фигур области другой. Так, испытываемый человека страх при падении на него, допустим, цветочного горшка, может привести не только к естественной и инстинктивно поддержанной реакции бегства, но и к попытке заслониться имеющимся в руках дипломатом, объединив их по признаку «удар-удержание удара». Так портфель дипломат обретает еще одно потенциальное значение, сохраняемое в памяти.
Таким образом, в ходе процесса мышления, человеческое сознание формирует из воспринятых и созданных фигур и их значений целостную систему значений, непротиворечиво объединяющую весь опыт субъекта и в дальнейшем служащую ему базой данных для мышления, анализа информации и конструирования действий. Это весь субъективно ценный багаж человеческого существа.
Изложенное проливает свет на уникальную и доступную только сознанию область деятельности: он, действуя по формально определенным побудительным причинам, обладает возможностью использовать практически любые решающие в субъективной реальности эту задачу фигуры и их комбинации. Частным случаем, но наиболее ярким (по той простой причине, что мы инстинктивно полагаем, будто любая задача может иметь «НАИЛУЧШЕЕ» решение, тогда как на деле это не так и удовлетворительных решений оказывается значительно большее количество) примером такой свободы выбора субъекта является решение так называемой «буридановой проблемы», то есть выбора между двумя равными альтернативами.
К слову скажем, что эта нерешимая осмысленным с точки зрения формальной логики способом (генератор случайных решений не может быть признан осмысленным) задача возникает довольно часто, как вследствие отсутствия нужной для осмысленного выбора информации, так и при простом переключении сознания между любой фигурой и ее эквивалентом, возникшем в результате осмысления (так как по определению воспринятая фигура и ее субъективный смысловой эквивалент по своим значениям идентичны).
Уникальная роль субъекта и в данном случае состоит в связывании задачи и любого другого, как правило, наиболее яркого, элемента субъективной реальности (к примеру, слева дорога получше – пойду налево). Получившийся новый элемент позволяет побудительной причине реализоваться в акте мышления и (возможно) последующем действии. Последующий позитивный или негативный опыт откладывается в памяти, служа положительным или отрицательным побудительным признаком фигуры для данного субъективного окружения. Эта проверка и последующее запоминание радикальным образом отличают действие субъекта от т.н. смещенной активности, когда, допустим, вызванная одним человеком злость сбрасывается на другого, принося временное облегчение.
Это эвристическая и познавательная функция сознания. Таким образом, субъект действительно СОЗДАЕТ.
Но творение не ограничивается этим актом. Новосозданный элемент, вне зависимости от «позитивности» или «негативности», в дальнейшем может быть вызван из памяти в субъективную реальность, послужив причиной и элементом для дальнейшего создания новых фигур. Сознание увязывает
Биологическая оправданность существования субъекта и его технический способ действий совпадают – это эвристическое создание новых фигур субъективной реальности, удовлетворяющих генерированным психикой побудительным причинам и способных быть использованных в дальнейшем для получения опыта и в практических целях.
Так создается все неисчерпаемое богатство нашего внутреннего мира, доступное субъекту в дальнейшем.
Однако все, что доступно субъекту непосредственно – это его собственная психика.
* * *
Очевидно, что при таком природном способе действий способности собственно субъекта увеличивать свои возможности весьма ограничена.
Новые элементы субъективной реальности, изготовленные субъектом в ходе познания мира НА ОСНОВЕ ВОСПРИНЯТОГО, как бы они ни были полезны, не могут находиться в субъективной реальности вечно. Они переходят в память, чтобы быть изредка извлекаемы на поверхность, и хотя можно с уверенностью заявить, что субъективная реальность каждого индивидуума в любой данный момент в значительной степени состоит из таких созданных в ходе познания элементов, в силу предельной емкости психики, генерирующей субъективную реальность, ни о каком качественном развитии самого субъекта не может быть и речи. У него даже пока практически нет инструментов.
И это есть первый барьер на пути развития субъекта, как самостоятельной разумной сущности – барьер технической ограниченности возможностей субъекта.
Он впрочем, по счастью преодолевается естественным образом, так как субъект природно расширяет свои оперативные возможности взаимодействия с объективным миром посредством накопления багажа пережитого опыта в населяемой им психике – благодаря тому, что сохраняемые в ней новосозданные фигуры могут быть извлечены как в субъективной, так и во внепсихической форме (во внешний мир). При этом в процессе хранения данные памяти существуют в хотя и закодированной, но объективной форме и не принадлежат субъективной реальности.
|