Библиотека >> Сумерки идолов.
Скачать 71.22 Кбайт Сумерки идолов.
Мужество
перед реальностью различает в конце концов такие натуры, как Фукидид и
Платон: Платон — трус перед реальностью, — следовательно, он
ищет убежища в идеале; Фукидид владеет собою, следовательно,
он сохраняет также и владычество над вещами...
3 Пронюхать в греках «прекрасные души»,
«золотые середины» и другие совершенства, удивляться, например, их спокойному
величию, идеальному образу мыслей, высокой простоте — от этой «высокой
простоты», этой niaiserie allemande в конце концов, меня предостерег психолог,
которого я носил в себе. Я видел их сильнейший инстинкт, волю к власти,
я видел их дрожащими перед неукротимой мощью этого инстинкта, — я видел,
что все их учреждения вырастали из предохранительных мер, чтобы взаимно
обезопасить себя от их внутреннего взрывчатого вещества. Чудовищное
внутреннее напряжение разрядилось затем в страшной и беспощадной внешней
вражде: городские общины терзали одна другую, чтобы граждане каждой из
них обрели покой от самих себя. Необходимость заставляла быть сильными:
опасность была близка, — она подстерегала всюду. Великолепно развитое
тело, смелый реализм и имморализм, свойственный эллину, был нуждою,
а не «природой». Он был лишь следствием, он не существовал вначале. Да
и празднествами и искусствами не хотели достичь ничего иного, как чувствовать
себя наверху, показываться наверху: это средства прославлять
самих себя, порою возбуждать страх перед собой... Судить о греках на немецкий
манер по их философам, пользоваться хотя бы простодушием сократических
школ для объяснения того, что такое в сущности эллинское!.. Ведь
философы — decadents эллинства, они олицетворяют собою восстание против
старого, аристократического вкуса ( — против агонального инстинкта, против
polis, против ценности расы, против авторитета происхождения). Сократовские
добродетели были проповедуемы, потому что они пропали у греков:
раздражительные, боязливые, непостоянные, комедианты все до одного, они
имели несколько лишних причин позволить проповедовать себе мораль. Не
то, чтобы это чему-нибудь помогло, — но высокие слова и величественные
позы так к лицу decadents... 4 Я был первым, кто, для уразумения более древнего, еще богатого и даже бьющего через край эллинского инстинкта, отнесся серьезно к тому удивительному феномену, который носит имя Диониса: он объясним единственно избытком силы. Кто изучает греков так, как тот глубочайший знаток их культуры из живущих нынче, как Якоб Буркхардт в Базеле, тот поймет тотчас же, что этим кое-что сделано: Буркхардт включил в свою «Культуру греков» специальную главу о названном феномене. Если угодно познакомиться с противоположным отношением к делу, то стоит только посмотреть на почти забавную бедность инстинкта немецких филологов, когда они приближаются к дионисическому. Особенно знаменитый Лобек, который с достопочтенной уверенностью высохшего среди книг червяка заполз в этот мир таинственных состояний и убедил себя в своей научности, заключавшейся в том, что он был до отвращения легкомыслен и ребячлив, — Лобек дал понять со всею ученостью, что в сущности все эти курьезы не имеют никакого значения. Жрецы действительно могли сообщать участникам таких оргий кое-что не лишенное ценности, например, что вино возбуждает веселье, что человек порой живет, питаясь плодами, что растения весною распускаются, а осенью увядают. Что касается того удивительного богатства обрядов, символов и мифов оргиастического происхождения, которыми буквально зарос античный мир, то Лобек находит в нем повод повысить свое остроумие еще на один градус. «Греки, — говорит он, Aglaophamus I 672, — если им больше нечего было делать, смеялись, прыгали, бесновались, или, так как у человека порой является охота и к этому, они сидели, плакали и вопили. Другие присоединялись к ним позже и искали хоть какой-нибудь причины изумительного явления; так возникли для объяснения этих обычаев бесчисленные сказания о празднествах и мифы. Другая сторона полагала, что те забавы, которые, раз уж имели место в дни празднеств, являлись необходимой составной частью празднований, и соблюдала их, как необходимую часть богослужения». — Это презренная болтовня, к такому Лобеку нельзя ни минуты относиться серьезно. Совершенно иное впечатление получим мы, если исследуем понятие «греческого», которое составили себе Винкельман и Гёте, и найдем его несовместимым с тем элементом, из которого вырастает дионисическое искусство, — с оргиазмом. | ||
|