Библиотека >> Сумерки идолов.
Скачать 71.22 Кбайт Сумерки идолов.
—
ЧЕГО НЕДОСТАЁТ НЕМЦАМ
1 Среди немцев нынче недостаточно иметь ум: нужно еще заявить претензию на него, позволить себе быть умным... Быть может, я знаю немцев, быть может, я смею даже высказать им несколько истин. Новая Германия представляет собою большое количество унаследованной и привитой доблести, так что даже может некоторое время расточительно расходовать накопленное сокровище силы. Не высокая культура достигла в ее лице господства, еще того менее утонченный вкус, аристократическая «красота» инстинктов; но более мужские добродетели, чем может выставить какая-либо другая страна Европы. Много бодрости и уважения к самому себе, много уверенности в обхождении, во взаимности обязанностей, много трудолюбия, много выносливости — и унаследованная умеренность, нуждающаяся скорее в шипах, чем в тормозе. Прибавлю к этому, что тут еще повинуются без того, чтобы повиновение смиряло... И никто не презирает своего противника... Читатель видит, что мое желание — быть
справедливым к немцам: мне не хотелось бы изменить себе в этом, — стало
быть, я должен также сказать, что я имею против них.
Дорого стоит достигнуть могущества: могущество одуряет... Немцы
— их называли некогда народом мыслителей, — мыслят ли они еще нынче вообще?
Немцы скучают теперь от ума, немцы не доверяют теперь уму, политика поглощает
всю серьезность, нужную для действительно духовных вещей — «Deutschland,
Deutschland uber alles», я боюсь, что это было концом немецкой философии...
«Есть ли немецкие философы? есть ли немецкие поэты? есть ли хорошие
немецкие книги?» — спрашивают меня за границей. Я краснею, но с храбростью,
свойственной и мне в отчаянных случаях, отвечаю: «Да, Бисмарк!»
— Разве я посмел бы хоть только сознаться, какие книги читают теперь?..
Проклятый инстинкт посредственности! — 2 — Чем мог бы быть немецкий ум,
кто только не размышлял об этом с тоскою! Но этот народ самовольно одурял
себя почти в течение тысячи лет: нигде так порочно не злоупотребляли двумя
сильными европейскими наркотиками, алкоголем и христианством. С недавнего
времени к ним прибавилось еще и третье, которое одно уже способно доконать
всякую тонкую и смелую гибкость ума, — музыка, наша засоренная, засоряющая
немецкая музыка. — Сколько угрюмой тяжести, вялости, сырости, халата,
сколько пива в немецкой интеллигенции! Как это собственно возможно,
чтобы молодые люди, посвятившие жизнь духовным целям, не чувствовали бы
в себе первого инстинкта духовности, инстинкта самосохранения духа
— и пили бы пиво?.. Алкоголизм ученой молодежи, быть может, еще не является
вопросительным знаком по отношению к их учености — можно, даже и не обладая
умом, быть великим ученым, — но во всяком другом отношении он остается
проблемой. — Где только не найдешь его, этого тихого вырождения, которое
производит в духовной области пиво! Я указал уже однажды в случае, ставшем
почти знаменитым, на такое вырождение — вырождение нашего первого немецкого
вольнодумца, умного Давида Штрауса, в автора евангелия распивочных
и «новой веры»... Недаром он выразил в стихах свое обещание «прелестной
шатенке!» — верность до гроба... 3 — Я сказал о немецком уме, что он стал грубее, что он опошляется. Довольно ли этого? — В сущности, меня ужасает нечто совершенно другое: как все более умаляется немецкая серьезность, немецкая глубина, немецкая страсть в духовных вещах. Изменился пафос, а не только интеллектуальность. — Возьмем хотя бы немецкие университеты: что за атмосфера царит среди их ученых, какой бесплодный, какой невзыскательный и остывший дух! Было бы глубоким недоразумением выставлять мне здесь в качестве возражения немецкую науку — да еще и доказательством того, что не читали ни одного слова из моих сочинений. Я неустанно указывал в течение семнадцати лет на обездушивающее влияние нашего теперешнего научного стремления. Суровое илотство, на которое осуждает нынче каждого чудовищный объем наук, является главным основанием того, что более одаренные, богатые, глубокие натуры уже не находят соответственного им воспитания, а также воспитателей. Наша культура не страдает ничем в большей степени, нежели излишком заносчивых поденщиков и обрывков человека: наши университеты являются, против воли, настоящими теплицами для этого вида оскудения инстинкта духа. И вся Европа уже понимает это — великая политика не обманет никого... Германия слывет все более плоскоманией Европы. | ||
|